образовательно-доверительный сайт
11. Об отношениях дуальных. В.М. Шлаина (с сокращениями)
Клуб. На нашем сайте набралось уже немало статей об уникальном явлении природы - соционической дуальности, которое человек еще не научился использовать в полной мере. Статьи есть как восторженно хвалебные, так и критические, скептические. Так, что каждый читатель может сам, прочитав определиться с этим интересным, исключительно положительным явлением. Ссылки внизу.
Перефразируя Р.А.Уилсона ("Космический триггер"), сказавшего "...различные нервные системы, воспринимающие одинаковые сигналы, организовывают их в различные туннели реальности", скажем так: различные психо-информационые системы (социотипы), воспринимающие одинаковые сигналы информационного потока, организуют их в различные образы (картины) мировосприятия и мироотношения. Более конкретно это выглядит так: люди с различными социотипами, находясь в общем для них информационном пространстве (оно же - информационное поле) и осмысливая информацию текущую (происходящие события жизни), видят (пассивно) и смотрят (активно) на эти события по-разному. Информационные сигналы создают соответствующее каждому ТИМу (процесс обработки-осмысления) состояние нервной системы, которое формирует и расцвечивает картину Мира.
Люди с дополняющими ТИМами "видят" происходящие события с противоположных сторон. Разумеется, в том случае, если находятся в общем информационном потоке. Тогда каждый уравновешивает другого своим мировоззрением. Каждый участник "видит" событие с одной стороны - "своими глазами", а с другой - "глазами дуала". У обоих складывается общее (и одинаковое) объемное мысленное представление о произошедшем событии, что придает человеку чувство радости, уверенности и душевного равновесия (комфорта). Именно этим дуальные отношения столь хороши.
Как запускается процесс дуализации? Все начинается с того, что дуалы "внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья" (слова незабвенного В.С.Высоцкого, "Баллада о любви"). Они внезапно обнаруживают, что "сигналят" синхронно, в одном ритме, с какого бы аспекта это ни началось. Такая обоюдная ритмичность радует.
Затем обнаруживается естественная (врожденная) компетентность каждого по аспектам "квадровых ценностей" (то, что безусловно интересно и значимо). Это вызывает интерес.
Далее идет подстройка и совмещение стандартов (шаблонов, схем, стереотипов) собственного опыта - личностного и индивидуального. Это - поиск согласия друг с другом.
Потом - передача и усвоение адекватных объемов интеллектуальной информации (если называть интеллектом объем сознательной памяти и быстроту сознательного доступа к ней). Здесь пропускная способность в приеме и выдаче информации ограничивается предубеждениями и предрассудками.
Дуализация - это процесс перехода в безусловное состояние "МЫ", когда каждый партнер осознает и признает компетентность другого в высококачественной (достоверной) обработке информации по соответствующим аспектам и на этом основании безрассудно (даже с благодарностью) доверяет другому в выборе и принятии решений за обоих как за пару. Так происходит добровольная передача лидерства.
Если можно поэтически назвать наши соционические функции "струнами души", то в отношениях дуальных каждая струна звенит божественно и вдохновенно. Каждый из дуалов получает возможность самовыражаться естественно и по полной программе, помогая тем самым друг другу и радуясь "за себя и за того парня". Это - состояние идеальное. И в действительности оно тоже случается.
Вместе с тем дуальные отношения таят в себе немалую опасность.
Если в некоторых вопросах (ситуациях) один из дуалов не доверяет другому и не передает соответствующих полномочий (попросту "давит" своего дуала), то создает дискомфорт в общении.
Дуальные отношения "слепы": в них перестаешь замечать партнера как индивидуальность (т.е. отдельное от себя живое существо). Это уже не другой человек, а "половина меня". В обратном варианте - не ценишь собственную индивидуальность и видишь себя только как "половину другого".
Еще одна ловушка: не замечаешь личность другого человека (все его "благоприобретенные" привычки). Это как раз тот случай, о котором говорят: "Любовь слепа, но если сказать ей об этом, она не услышит, потому что она еще и глуха".
В "присвоении" другого человека состоит главная опасность любых отношений - это первый и надежный шаг к их разрушению. Однако дуальность сильно препятствует отказу от нездоровых межличностных отношений. Очень выразительно сказал об этом Сергей Савченко (Днепродзержинск): "Дуал - это человек, с которым труднее всего расстаться".
Скрытое коварство отношений дуальных может проявиться в следующем "раскладе" жизни: если с детства человек часто (или постоянно) общается с дуалом, это способствует формированию зависимости от другого человека и сильно мешает обретению себя как неповторимого живого существа. А заодно такая привычка делает человека психологическим инвалидом.
Самостоятельность - это опора на себя во всем: как в своих предпочтениях, так и в непредпочтениях, то есть опора на каждую полярность соционических дихотомий, ибо следует доверять в первую очередь себе. Обретение самостоятельности и самосознания Эрик Берн назвал "добровольным разводом с родителями", которые являются первыми в жизни человека "значимыми другими". Если интертипные отношения способствуют отделению от родителей (в какой-то мере), то дуальные отношения крайне затрудняют такой процесс "перерезки пуповины".
Обретение себя К.Г.Юнг назвал индивидуацией. "Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - СТАТЬ СОБСТВЕННОЙ САМОСТЬЮ. Поэтому "индивидуацию" можно было бы перевести и как "самостановление". ...Индивидуализм есть преднамеренное выпячивание и подчеркивание мнимого своеобразия в противовес респекту и обязательствам в отношении коллектива. Индивидуация же означает как раз более совершенное исполнение человеком своих коллективных предназначений: ведь достаточный учет своеобразия индивидуума оставляет надежду на лучший социальный эффект, нежели пренебрежение или даже подавление этого своеобразия. Своеобразие же индивидуума ни в коем случае нельзя понимать как необычность его субстанции или компонентов, а гораздо скорее как своеобразное соотношение или различие в степени развития функций и способностей, которые сами по себе универсальны. ...Цель индивидуации, таким образом, - не что иное, как освобождение самости от лживых покровов персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов - с другой". [4, с.174...176].
Итак, опасность дуальных отношений в том, что они наименее способствуют самоопределению - себя как существа, отдельного от другого, и другого человека тоже как отдельного от себя. Дуальные отношения могут превратиться в обыденную и привычную взаимозависимость, особенно если они подкреплены обязанностями - принудительными.
Уравновешенные и благоприятные дуальные взаимоотношения действительно могут сложиться у людей, уже осознавших свою индивидуальность, когда присутствуют не вынужденные обязанности, а добровольные обязательства. Тогда качество такого союза - не зависимость друг от друга, а свобода и радость от взаимного общения. Чем сильнее человек выделяет себя как отъемлемую часть общества, тем сильнее чувствует свою приЧАСТность.
Вместе с тем именно дуальные отношения считаются наиболее благоприятными и комфортными - прежде всего из-за чувства защищенности (наличие защиты - дуалы "прикрывают тыл" друг друга) и безопасности (отсутствие опасности - сами не "нападают" друг на друга). Причем эти чувства совершенно бессознательны. Защищенность обеспечивается тем, что дуал является постоянным "источником знаний" по аспекту нашей 5-й соционической функции (которой всегда требуются знания, получаемые по второй сигнальной системе), ибо мы сами затрудняемся преобразовать в знания информацию по этому аспекту. Безопасность обеспечивается тем, что по аспекту, осмысляемому нашей многострадальной 4-й соционической функцией, дуал почти ничего не говорит словами. Сообщения передаются по первой сигнальной системе (мимикой и жестами), т.к. обрабатываются 8-й соционической функцией. Елена Удалова пишет об этом: "Восьмая функция непрерывно бессознательно регистрирует полный объем информации по своему аспекту, автоматически без слов на деле оценивая обстановку. Ее "сигналы" появляются в сознании только при резких переменах в потоке информации - по витальным показаниям".[3, с.47].
Однако каждый из нас ежедневно так или иначе получает (от людей с иными ТИМами, благодаря их естественному функционированию) информационные сигналы по аспекту нашей 4-й соционической функции, причем по обеим сигнальным системам. Перекодировка этих сигналов - из слов в действия и из действий в слова весьма затруднительна. Переживания и психические состояния в такие моменты - тревога, беспокойство и прочие неприятности. Стресс разных масштабов. В такой ситуации человек чувствует, что "теряет равновесие", и ему нужна поддержка. Для психической компенсации такого состояния нужны информационные сигналы, дающие переживание РАДОСТИ (а это как раз по аспекту, поступающему на 5-ю соционическую функцию). Лучше всего - немедленно, но даже при отсрочке, когда срабатывают механизмы психических защит, весьма желательно "уравновеситься". В этом случае дуал нужен как воздух - для восстановления сил, для вдохновения.
В. Гуленко так характеризует состояние человека, получившего свою дозу информации на 5-ю соционическую функцию: "Это резервуар потенциальной витальной энергии. О том, что информация попала в "суггестивную", можно судить по внешним реакциям человека. При постоянном длительном воздействии на эту зону включается процесс торможения и расслабления. Это лучший, а может быть, и единственный способ достичь состояния релаксации. Это повышает работоспособность и творческий потенциал".[2].
Например, при осмыслении какого-то произошедшего события сигналы информационного потока воздействовали на 4-ю функцию одного из партнеров по общению (сообщников). Для человека весьма затруднительно преобразовать эту информацию в знания в ситуации незнакомой и выдать в виде суждения. Психическое состояние при этом слегка (или весьма) стрессовое. Если партнеры дуальные, то вторичная информация, посланная с 4-й функции одного попадает на 8-ю функцию другого, на что другой отвечает безмолвно - информацией первичной, а заодно включается 1-я функция другого (именной по аспекту своей 1-й функции человек самовыражается в максимальным коэффициентом полезного действия и безрассудной уверенностью в истинности и глубине своего понимания происходящего) и посылает вторичную информацию в связи со случившимся. Эта вторичная информация попадает на 5-ю функцию первого партнера, и человек расслабляется, легко и непринужденно переходя от стрессового состояния к спокойствию. Тогда партнеры - действительно сообщники (действуют сообща). Более того, человек испытывает подлинный интерес к суждениям по аспекту 5-й функции, принимает их легко, не критично, с изначальным доверием, полностью все, что дают, а главное - с искренней радостью. Только дуал оценит это и назовет такие сигналы помощью и поддержкой. Таким образом, оба взаимно удовлетворены (причем одновременно) и взаимно довольны (как друг другом - из-за безусловного и неограниченного принятия, так и собой - из-за искреннего самовыражения). Это полная самоотдача и столь же полное принятие друг друга. В этом "зеркале" (в глазах дуала) видишь себя самым желанным, прекрасным, замечательным, светящимся от счастья (т.е. от соединения частей). В принципе дуалы обеспечивают друг друга идеальной пропорцией количества и качества информационных сигналов по аспекту каждой соционической функции. Естественные проявления каждого партнера являются исполнением самых глубинных желаний и чаяний другого.
Если дуалов объединяет совместная деятельность и складываются благоприятные межличностные отношения, то дуальность способствует самореализации каждого партнера. В дуальных отношениях (особенно в паре) каждый чувствует себя любимым, ценимым и значимым.
Значимым - благодаря неформальному добровольному выбору друг друга.
Ценимым - благодаря социальной полезности своего труда (дуал - это ближайший социум).
Любимым - благодаря безусловному, доверительному принятию.
В дуальной паре жизнь (состояние психическое) насыщенна и полноценна, а бытие (образ жизни, состояние физическое) - здоровое и благополучное.
Любые другие интертипные отношения никогда не дадут человеку этого естественного (бессознательного) ощущения всей полноты жизни, потому что информационная недостаточность и избыточность (что тоже не здраво) компенсируются иными способами, например, механизмами психических защит.
Итак, для полноценной жизни обмен информационными сигналами и преобразование их в знания просто необходимы. Жизнь "питается" информацией. Благодаря дуальному воздействию человек находится в состоянии динамического равновесия, процесс жизни течет радостно, словно полноводная река, а проблемы разрешаются быстро, легко и безболезненно. Другие интертипные отношения тоже имеют свое предназначение и каждое - по-своему ценно. Если сказать, что дуалы созданы друг для друга, то конфликтеры - друг против друга. В любом случае каждый другой человек - это ДРУГ.
Литература:
1. Вахутинский И. Функции и восприятие информации.//Соционика, ментология и психология личности. № 1. 1995.
2. Гуленко В.В. Структура и элементы соционической модели.//Соционика, ментология и психология личности. № 3. 1998.
3. Удалова Е.А. Соционика. Основы диагностики. Конспект, - рукопись. 1999г. - 86 с.
4. Юнг К.Г. Психология бессознательного./Пер. с нем. - М.: ООО "Изд-во АСТ - ЛТД", "Канон+", 1998. - 400 с. - (Классики зарубежной психологии).
Статьи, относящиеся к этой же теме:
Суть любви. Е. Пушкарев.
Что такое любовь. Е. Пушкарев
Коротко о любви. Е. Пушкарев
Влюбленность. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Психология любви. Е.Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Дуальные отношения. А. Аугустинавичуте.
О дуальных отношениях, сборная. Все статьи
Ода дуальному контакту.Г.А. Шульман
Об отношениях дуальных. В.М. Шлаина
Разочаровался в дуальности. Е. Пушкарев
Дуализация и секс: о проблеме оптимального выбора спутника жизни. А. Шиян
Сексуальная совместимость соционических психотипов
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
Сексуальные предпочтения психотипов.
Зигмунд Фрейд о любви. Е. Пушкарев