образовательно-доверительный сайт


4.Недоброкачественная влюбленность - мания. Начало. Е. Пушкарев

Начало.
Часть 2. Сходство с болезнью. Е. Пушкарев
Часть 3. Признаки мании. Е. Пушкарев
Окончание. Отличия мании от болезни; "любовь прошла". Е. Пушкарев

Я разрушила внутренний храм, я ничего не приобрела от этой любви в дальнейшей жизни, а то, что было во мне, внутри, стало оседать, перекашиваться, рушиться. Я разрушила себя, что-то ушло из жизни, плохо я сделала.
Народная артистка России Л.Сенчина

Незнание - мать обожания.
Пословица

Недоброкачественная влюбленность - мания

"Тейа мания" - безумие от богов - так называли эту любовь древние греки. Сафо и Платон увековечили ее симптомы - смятение, и боль души, сердечный жар, потерю сна и аппетита. "Любовь-манию" открыли человечеству арабы с их горячими чувствами и фанатическим сгущением всех сил души в узкий пучок. "Я из племени Бен Азра, полюбив, мы умираем" - так отпечаталась в поэзии эта фанатическая любовь. Испытав ее, любящий становится меджнуном - безумцем, и почти буквально, - а то и буквально - терял рассудок.
Тысячу лет назад, в конце первой эры, это любовное чувство вспыхнуло как эпидемия, захлестнуло всю арабскую поэзию, проникло в искусство Персии, Средней Азии, Грузии, трубадуров.
Такое чувство питал позднее и гётевский Вертер, и купринский Желтков, и многие герои мрачной романтической поэзии.
И в жизни мания берет человека в плен, подчиняет его себе. Это очень неровное чувство, оно базируется на частных потребностях (безопасности, внешней эмоциональной подпитке, поддержании определенного образа себя, удовлетворении сексуального голода), не вполне развитом влечении, а также игнорирование личности партнера, оно все время мечется между вспышками возбуждения и подавленности. Переживающие это чувство часто ревнивы и поэтому не выносят разлуки: при раздорах они могут сгоряча предложить ближнему человеку расстаться, но тут же до дрожи пугаются этого.

Бесплатно скачать книгу: "ЛЮБОВЬ! БЛАГО ИЛИ ЗЛО? Психологические измерения." Евгений Пушкарев

Мания не бывает счастливой: это пессимистическое, саморасшатывающее чувство, его питают люди, у которых пригашена энергия светлых чувств. В выборке Д.А.Ли почти все они, в отличие от прагмиков, были недовольны жизнью, обделены жизнелюбием.

Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей.
А.Пушкин;

…боль, что мир зовет любовью.
В.Брюсов;

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
С.Есенин;

Я ж навек любовью ранен – еле-еле волочусь.
В.Маяковский.

Даже в названии самого загадочного типа любви - мания греческая цивилизация выразила согласие о сходстве ее с безумием, а значит болезнью. А вот на вопрос, что же является причиной болезни, нет не человек, в которого влюблены, а в самом влюбленном человеке? Ответ не находили. Наука долгое время не решалась приступить к раскрытию этой проблемы, и ее изучением занимались поэты и писатели.
В быту о чувстве мания говорят так: влюбился без памяти, любовное замыкание, сгорать в любви, сражен любовью, угораздило же так влюбиться, рухнул в любовь как в пропасть, любовный восторг, тяжелая, роковая, неистовая, непосильная, маниакальная, культовая, безоглядная, безоговорочная, молитвенная, всепоглощающая, зубодробильная, деспотическая, порабощающая, неземная, травматическая, душераздирающая, умопомрачительная, вероломная, экстремальная, парализующая, инфарктная, дна не достанешь, наваждение, без границ, совсем замучила, швыряет как песчинку, владеет как рабом, несет как ураган щепку, неумеренная бескрайность, пронизывает во всех измерениях, каждую клеточку организма, пожирающая, до самозабвения, атомное чувство, выше Эйфелевой башни, дороже жизни, сильнее смерти, космическая страсть, идолопоклонничество, обожание, околдован, пожар сердца, экстаз, затмение, сила планетарных размеров, титанический импульс души, чувство великан, на коленях готов за ней ползти, весна в раю, обмираю по нем и др.
Легко и счастливо текущая любовь мало интересовала поэтов, а, будучи законодателями, в толковании этого чувства, они воспевали только особенно напряженные, охотнее трагические версии. Недаром Шекспир восклицает: "Скажите, где, когда была счастливой настоящая любовь?".
Не очень отставали от поэтов и философы. Н.Бердяев: "Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения".

"Противоречия ночного помешательства были необъяснимы, как чернокнижие. Тут было все шиворот-навыворот и противно логике, острая боль заявляла о себе раскатами серебряного смешка, борьба и отказ означали согласие, и руку мучителя покрывали поцелуями благодарности".
Б.Пастернак

И вот эта самая долгая загадка человечества стала раскрываться с наступлением эры психоанализа, его открывателем З.Фрейдом в работе "Об особом типе "выбора объекта" у мужчины". Которая начинается так. "До сих пор мы представляли только поэтам изображать "условия любви", при которых люди совершают их "выбор объекта" и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта - выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывая мешающие связи, смягчая целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой "поэтической вольности". Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от "принципов наслаждения", насколько это возможно для нашей психической деятельности".

Здесь З.Фрейд первым отчетливо и громко заявил, что все написанное поэтами (писателями и др. "художниками") о влечении и событиях между мужчиной и женщиной нельзя обозначить одним понятием "любовь", а все это фантазии, квазисубъекты, художественные образы, результат "поэтической вольности".

…любовная лирика учит чему угодно, только не трезвому размышлению. Это дурман, грезы.
Д.филос.н В.М. Розин

Любовники, безумцы и поэты из одного воображенья слиты.
Ф. Тютчев

Об этом же критично высказывается философ П.А. Сорокин об Арцыбашеве. Для него это «наиболее прямолинейный изобретатель «кушеточно-диванной» любви». П.А.Сорокин критикует и таких признанных мэтров поэзии, как Брюсов, Сологуб, Гиппиус, Бальмонт, Городецкий, Северянин и Ахматова. «Физиология – вот фундамент и канва, психические же парения, надрывы, стоны, вздохи, смех, отчаяние и надежда и т. д. – всё это лишь «узоры», одни лишь архитектурные украшения на здании любви, созданном из физиологических кирпичей».

Если вспомним еще одно удачное выражение Вольтера «Любовь — это природная ткань, расшитая воображением» то применительно к нашему времени имеем: за расшитым воображением поэтов и писателей природная ткань любви надежно замаскирована и даже подавлена.

О любви написано столько глупости что, скорее всего о ней вообще ничего не написано.
В. Ерофеев

Любви не нужны книги. Это книгам нужна любовная интрига.
Майя Плисецкая

А что такое любовь и что такое сексуальность могут определить только ученые после бесстрастного научного исследования. И на самом деле после серьезной работы ученых оказалось, что огромное количество самых разных описаний поэтами чувственных влечений, только небольшая их часть относится к явлению "любовь", а большая часть это самые разные варианты влюбленностей, в том числе и психологические и даже психические расстройства.

...Современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания.
Э.Фромм

Вот как об этом же говорил известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет:
«Поэты испокон веков украшали ее (любовь) и прихорашивали своими косметическими средствами, наделяя при этом странной, беспредметной реальностью, отчего, еще не испытав, мы ее уже знаем, о ней размышляем и готовы ей себя посвятить, как какому-либо виду искусства или ремеслу».
«Последние двести лет очень много говорили о любовных историях и очень мало - о любви»
«Стендаль – один из тех, кто любит любить. В своей книге „Интимная жизнь Стендаля“ Авель Боннар пишет: „От женщин он требует лишь подтверждения своих иллюзий. Он влюбляется, чтобы не чувствовать одиночества; впрочем, по правде говоря, его любовные отношения на три четверти – плод его собственной фантазии».

Э.Фромм

А самый значимый, прорывной вклад в исследование и понимание любви сделал Эрих Фромм работа которого "Искусство любить" 1956г, стала классической и несомненно, повлияла на последующее изучение этой темы. Он как ученый выделяет, систематизирует структуру, типы самой любви, так и около любовные явления, которые поэтами предшествующих эпох с восторгом именовались любовью: "Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку".

Э. Фромм уже как психоаналитик обозначил и систематизировал причины этих расстройств: «Разнообразные индивидуальный формы патологии любви, приводящие к страданиям и неврозам. Сюда относятся:
1) любовь невротическая - при коей партнеры центрируются на родителях и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные по отношению к родителям;
2) любовь-поклонение - при коей человек теряет себя в любимом вместо того, чтобы найти себя в нем, обнаруживая нищету духа и отчаяние поклоняющегося;
3) любовь сентиментальная - при коей чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях; самый распространенный вид - «заместительное» любовное удовлетворение потребителей песен, фильмов, романов и прочего; другой - временная аберрация, когда партнеры живут воспоминаниями о прежних чувствах и фантазиями о будущей любви;
4) любовь, центрированная на недостатках и слабостях партнера, кои постоянно разоблачаются и обличаются;
5) любовь, проецирующая смысл и проблемы на детей, использующая детей в компенсаторных целях».

Особое внимание Э. Фромм уделяет исследованию детско-родительских отношений: "Существует много индивидуальных форм патологии любви, которые приводят к сознательному страданию, и их как психиатры, так и все увеличивающиеся число непрофессионалов считают невротическими. Некоторые из наиболее часто встречающихся форм кратко описаны в следующих примерах.

Основу невротической любви составляет то, что один или оба "любовника" остаются привязанными к фигуре одного из родителей, и уже будучи взрослыми, переносят чувства, ожидания и страхи, которые испытывали по отношению к отцу или матери, на любимого человека. Эти люди никогда не освобождаются от образа детской зависимости и, став взрослыми, ищут этот образ в своих любовных требованиях".

Анализируя нарушения детско-родительских отношений он выделял специфику влияния каждого из родителей на формирование способности любить и утверждал, что личность матери и отца, супружеские отношения по - разному влияют на способность детей любить и быть любимыми.

Важнее в этом плане мать — она дает образец безусловной, принимающей любви. Если ребенок сталкивается с низким уровнем материнского приятия или даже отвержением, то в дальнейшем вероятность возникновения проблем установления эмоциональных связей в отношениях с супругом и собственными детьми резко возрастает.

Низкий уровень приятия ребенка отцом, воплощающим социальные требования, ожидания и оценки ребенка, приводит к формированию чувства неполноценности, неуверенности, низкой социальной компетентности. Эмоциональная холодность и дистанцированность в супружеских отношениях даже при условии внешнего благополучия семьи и заботы родителей о ребенке создает дефицит переживания им чувства безопасности, рождает тревожность и лишает ребенка возможности наблюдать образец аффективно-положительных искренних отношений любви. Нет положительного примера, нет ориентира в выстраивании собственных отношений у ребенка.

Над раскрытием невротизма и невротической любви много и успешно работала, Карен Хорни это она описала в своей знаменитой книге «Невротическая личность нашего времени» и других. Рассуждая о любви и невротической потребности в ней, Хорни пишет, что различие между ними заключаются в том, что в любви главным является само чувство привязанности, тогда как невротическая потребность является ничем иным, как потребностью в удовлетворении только личных интересов.
К одному из ключевых признаков неспособности любить Хорни относит игнорирование личности другого его интересов, развития, желаний, потребностей, особенностей и недостатков. Как только невротик начинает замечать, что «центр любви» смещается от удовлетворения его потребностей, он усматривает в этом опасность. Такие проявления любви как надежность и верность отсутствуют в отношениях невротика, и проявляются в его готовности резкого изменения отношений (агрессия, бесконечные выяснения отношений, разрыв) в случае, когда не оправдываются его эгоистические ожидания.

Невротическая потребность в любви. Карен Хорни.

Любовная зависимость. К. Хорни, П. Куттер, О. Мурзина.

Для контрастности отличий «невротической любви» и любви здоровой, еще одно уточняющее определение любви Э.Фромма: «Любовь – это продуктивная активность, включающая в себя потребность заботиться о другом, стараться узнать его, стремиться к нему, и радоваться ему и одновременно тревожится о нем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить, и самому самовозрождаться и самообновляться в процессе переживания».

Э. Фромм выделяет несколько форм псевдолюбви, приводящие к страданиям и неврозам:
- любовь невротическая (в широком смысле слова все перечисленные виды любви, безусловно, относятся к невротической) - при коей партнеры центрируются на родителях и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные по отношению к родителям. Проекции собственных проблем может осуществляться и на детей, выступающих в этом случае лишь как средство достижения человеком собственных целей, инструментом разрешения проблем;
- любовь-поклонение - при коей человек теряет себя в любимом обнаруживая нищету духа и отчаяние поклоняющегося;
- любовь сентиментальная - при коей чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях; самый распространенный вид - "заместительное" любовное удовлетворение потребителей песен, фильмов, романов и прочего; другой - временная аберрация, когда партнеры живут воспоминаниями о прежних чувствах и фантазиями о будущей любви;
- любовь, центрированная на недостатках и слабостях партнера, кои постоянно разоблачаются и обличаются.
- любовь нарциссическая, по сути эгоистическая, любовь является результатом неудовлетворенной потребности в материнском принятии. Человек предпочитает модус «брать» модусу «давать», быть любимым, но не любить самому. Отношения носят ярко выраженный потребительский характер;
- маниакальная любовь или любовь-преследование, характеризуется одержимостью, страстной влюбленностью, навязчивостью и настойчивостью в достижении цели. Она наступает внезапно (обрушивается как лавина), отличается лабильностью, резкими перепадами чувств и отношений к партнеру, чередованием маниакальной и депрессивной фаз по принципу «из огня да в полымя», «невыносимо горячо — непереносимо холодно». Образ партнера и отношений с ним, как правило, не имеет ничего общего с действительностью (такое отношение к партнеру близко подростковым увлечениям, когда важен сам факт, состояние влюбленности, а не ее объект). Предмет увлечения возведен на пьедестал, превращен в кумир. Любовь оторвана от реальности и направлена на создание замещающего фантазийного мира. Маниакальная любовь — это своего рода компенсаторная, защитная реакция на ненасыщаемую потребность в любви;
- любовь «симбиотический союз» или «незрелая форма любви».

Читать книгу «Любовь! Благо или зло? Психологические измерения». Евгений Пушкарев

Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме псевдолюбви выявленной Э.Фроммом как «симбиотический союз». В «симбиотический союз» человек попадает, убегая от одиночества, он делегирует другому свое право принимать решения в обмен на свою зависимость. Становясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам.

Бывают как односторонние, так и более сложные обоюдные «поглощения». Тенденция «поглощаться» другими — это попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязывая себя к другому человеку (посредством долга, любви, жертвы, находясь в состоянии добросовестного заблуждения). Стремление поглотить других, активная форма «симбиотического союза», — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над другим человеком. Даже благосклонное господство над другим человеком под маской любви и заботы — это тоже проявление садизма.

К садистским формам относятся техники привораживания, когда один хочет получить с помощью магии другого в «симбиотические партнеры» с обязанностями амурного вассала.

Яркий пример активной формы «симбиотического союза» являются отношения Маргариты Павловны Хоботовой с Львом Евгеньевичем Хоботовым из всеми любимого фильма «Покровские ворота». Сначала они прожили в браке 15 лет, так как эта форма союза не устраивала Маргариту Павловну, они развелись. Маргарита Павловна обаятельная, инициативная женщина быстро находит себе нового партнера, они женятся. Несмотря на активную личную жизнь, Маргарита Павловна не просто всесторонне опекает своего бывшего мужа, особенно его амурные попытки, но и руководит им на свое усмотрение, потому, что она уверенна – без нее он пропадет. Будучи уже сама замужем она бесцеремонно отваживает девушек, с которыми Хоботов пытается установить отношения. И все это насилие осуществляется интеллигентно с использованием железной логики, через убеждения, хотя и достаточно экспрессивные.

Лев Евгеньевич такое бесцеремонное вмешательство тяжело переживает и надеется, что скоро они разъедутся по новым квартирам, и он заживет самостоятельной жизнью. Но этим наивным мечтам не суждено сбыться, Маргарита Павловна уже убедила своего мужа - Савву Игнатьевича, что самому Льву Евгеньевичу лучше, если он будет жить у них. Ведь Савва Игнатьевич не просто видит как она по- настоящему, глубоко переживает за судьбу бывшего мужа, он даже восхищен этим. И сам уговаривает Льва Евгеньевича на переезд с ними в отдельную квартиру, ведь это только временная мера — до тех пор, пока ни появится женщина, которой Маргарита Павловна сможет со спокойным сердцем передать его «из рук в руки». Маргарита Павловна с пафосом заявляет: «Это мой крест…», который она сама на себя «взвалила». А точнее только с этим крестом она может ощущать свою жизнь полноценной.

В исполнении хороших актеров этот жизненный курьез смотрится иронично и забавно, а вот в реальной жизни, где таких и подобных сюжетов немало, все выглядит гораздо драматичнее. Особенно хотелось бы выделить письма о помощи несчастных дочерей (реже сыновей), которых деспотичная мать своим тотальными контролем и опекой лишила права на личную жизнь. А предлог тот же, что и у Маргариты Павловны: «Ты без меня пропадешь». Сложность подобных историй заключается не только в безжалостном контроле матерей, а и в том, что дочерям уже навязаны самые разные комплексы и внутриличностные проблемы, которые сами по себе усложняют жизнь, даже в случае высвобождения от удушающего контроля.

Мать великая и ужасная? C. Лынов.

Получив от Э.Фромма для изучения "загадочной любви" точное, перспективное направление дальнейших действий, психоаналитики и психотерапевты не только добрались до окончательной разгадки "вечной проблемы" дав ей точное определение - "болезнь", выяснили истоки мании, признаки ее характеризующие, и разработали методики ее лечения.
Было установлено, что люди предрасположенные к мании воспитывались в неполных, асоциальных либо в так называемых "функциональных семьях", в которых царит отчужденность, обособленность, каждый держится сам по себе. В такой семье нет душевной поддержки, единства, нет шутки игры, зато критика и порицание в великом избытке. "Функциональная семья" это семья формальная, в ней все друг другом недовольны, каждый требует от другого исполнения роли в соответствии с его "функцией", и каждый же защищается от такого подхода.

Истоки возникновения мании.

Ибо если есть любовь на свете, - а она есть! - то она недалека от безумия.
Марк Туллий Цицерон
Истоки возникновения мании

Выбор любовных партнеров решается не столько на уровне сознания, сколько на бессознательном уровне. Согласно учению академика Д.Н.Узнадзе восприятие человеком внешних объектов, в том числе и других людей, зависит не только от его сознательного отношения, но и бессознательной установки на определенное восприятие.
Согласно известной теории петтернов, развитие человека, начиная с первых месяцев жизни, связано с широким потоком информации об окружающих людях, которая закрепляется в бессознательном в виде определенных образцов или эталонов - петтернов, носящих положительный и отрицательный характер (то есть окрашенных положительной или отрицательной эмоцией). Когда человек воспринимает другого человека, он часто испытывает необъяснимую симпатию или антипатию, что на сознательном уровне объяснить трудно. На бессознательном уровне это может быть объяснено идентификацией, то есть совпадением каких-то частей внешнего образа, поведения или характера с определенными петтернами, заключающими в себе опыт общения с другими людьми, особенно с родителями в раннем возрасте. В зависимости от эмоциональной заряженности петтерн окрашивает положительно или отрицательно воспринимаемый образ. Во время процесса идентификации в него включается не всегда самый существенный элемент воспринимаемого образа, и поэтому в дальнейшем эмоциональное восприятие человека может не совпадать с его объективной ценностью. Такая ситуация и является причиной возникновения мании.

Женщина трижды приходила на аборт и как только слышала стук инструментов, передумывала и уходила. У нее родилась хорошая, здоровая девочка, которая обожает отца и ненавидит мать.

Влюбленные, с социально-психологической точки зрения, представляют пару (или диаду), которая подчиняется определенным закономерностям. Многие исследователи указывали на роль основополагающих эталонов лица определенного пола, которыми являются для ребенка отец или мать. Например, если первичные глубоко лежащие основы эмоциональной жизни мужчины впервые в раннем детстве были заложены его матерью, то и во взрослом периоде этот мужчина будет иметь бессознательную установку на поиск женщины, имеющей черты его матери. Конечно, маленький ребенок не имеет еще дифференцированной сексуальности. В основу его эмоциональности закладываются ласки матери, имеющие защитный, ободряющий, коммуникативный характер.
Подсознательно мы ищем того, у кого в характере или внешности преобладают черты воспитывавших нас людей. Наше подсознание, анализирующее только прошлый опыт и почти игнорирующее внешний мир, подталкивает нас к воссозданию атмосферы, окружающей нас в детстве. Это происходит потому, что мы все стремимся залечить раны, полученные в нежном возрасте.
Подсознание принимает решение, что именно этот человек является идеальным объектом любовных отношений, потому, что он способен компенсировать обиды, сгладить переживания и залечить травмы, полученные в детстве.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
М.Аврелий

семья

Мы стремимся с лихвой компенсировать то, что недополучили от наших родителей в детстве, но иногда неосознанно, слепо воссоздаем болезненно пережитые нами же в детстве ситуации. Никто из нас не сможет вспомнить этот период первых месяцев, лет своей жизни, однако подсознание "помнит" все наши детские психотравмы, слезы, переживания.

Популярно внутриличностную структуру аддикта и причины этого расстройства описано - Любовная и сексуальная аддикции. А. Тараянц

Из широкого круга лиц, с которыми мы знакомы, что бы ни говорило наше сознание, большинство людей испытывают влечение к тем, кто обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера воспитавших нас; более того, отрицательные черты, как правило, оказывают даже большее влияние на наш выбор.
В своих поисках идеального человека, который будет напоминать наших родителей и одновременно сумеет восполнить недостающие нашему характеру качества, мы полагаемся на подсознательный образ представителя противоположного пола, сформировавшийся в нашем мозгу с младенческого возраста. Этот образ представляет собой собранный из отдельных фрагментов портрет, сами фрагменты взяты от людей, которые оказали наиболее сильное влияние на нас в раннем детстве. Ими могли быть наши родители, братья сестры, воспитательница в яслях или какой-то близкий родственник. Кем бы они ни были, в нашем мозгу хранится вся информация об этих людях: звуки их голоса, степень их заботы о нас, когда мы плакали, цвет их лица в момент рассерженности, их улыбка в минуты счастья, осанка, походка, особенности характера, таланты и интересы. Наряду с этими впечатлениями наш мозг записал все важные моменты жизни связанные с ними. Мозг никак не интересовали эти данные, он просто запечатлел их, как это делает кинокамера.

Счастье - это не станция назначения, а способ путешествовать.
М.Ранбек

"Уровень громкости" у этих записей, безусловно, разный. Наиболее живо сохранились впечатления, произведенные на нас нашими воспитателями в самом раннем детстве. Примечательно, что из этих впечатлений прочнее всего закрепились те, которые связаны с психическими ранами, полученными от наших родителей и близких. Это неудивительно - ведь подобные столкновения тогда мы расценивали только как угрозу своему существованию. Постепенно, год за годом, эти сотни килобайт информации о воспитывающих нас слились и воплотились в некий ясный образ. Подсознание, не обладающее способностью к каким-либо разграничениям, просто поместило этот образ в сектор под названием "Люди, отвечающие за мое выживание". Этот образ можно представить в виде силуэта с некоторыми отличительными физическими признаками, но со сложным характером, вобравшем в себя черты, присущие разным воспитателям.
Едва бросив взгляд на человека, наш мозг считывает огромное количество информации, а когда встречается человек, который соответствует сформированному образу, наше подсознание возбуждает к нему мгновенный интерес.
Как происходит столь быстрая оценка скрытых человеческих качеств? Если внешние черты видны, то черты характера не столь очевидны. Сделать такую быструю оценку удается, потому, что мы опираемся при этом, на так называемое, согласно Фрейду, "подсознательное восприятие". Мы интуитивно узнаем о людях гораздо больше, чем способны постигнуть рациональной частью мозга.

Зигмунд Фрейд считал: «…бесчисленные особенности любовной жизни человека и навязчивость самой влюбленности можно вообще понять, только установив их отношение к детству и сохранившееся влияние этого детства».

Познавательные высказывания З. Фрейда.

В психоанализе есть хорошо проработанное понятие «перенос» (трансфер), существующее для такого ошибочного отождествления, означает присвоение характерных черт одного человека другому. Человек часто переносит свои чувства к родителям на партнера, так как наше подсознание выбирает партнера, похожего на близких нам людей, таким образом, "перенос" происходит по формальным признакам. В подсознании просто преувеличиваются сходства и нивелируются различия. А если мы зададим вопрос влюбленному о том, что похож ли любимый человек на твоих родителей? Он, даже хорошо подумав, будет отрицать какое-либо сходство, в этом заключается противоречие, нередко конфликт сознания с подсознанием.
Нам кажется, что мы влюблены в конкретного человека на самом же деле мы влюблены в образ, спроецированный подсознанием на этого человека. Бенджамин Спок уверяет: "У детей от 3 до 6 лет создается романтический идеал прообразом, которого являются воспитывавшие нас люди. Последующие увлечения будут бессознательно определяться этим эталоном". А детский психолог Петер Штрук из Германии уверяет, что формирование романтического идеала завершается уже к трем годам.

Труднее всего исцелять ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда.
Ж.Лабрюйер

Еще одну причину возникновения любовной мании выявила к.псх.н А.Л. Федосова: «Основным мотивом личностей, имеющих склонность к аддиктивным формам поведения является активное изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет, о котором они говорят как о "сером", "скучном", "монотонном", "апатичном".

Безумная и несчастная любовь, которая несет боль и страдания даже в начале отношений, не является настоящей здоровой любовью, а представляет собой "голод", "жажду" по любимому человеку, аналогию наркомании, и поэтому называется еще и "наркотической любовью". Это чувство может быть взаимным или наоборот, но в любом случае оно вводит в заблуждение, как наркотики и алкоголь…»

Кто-то в погоне за адреналином и драйвом идет в горы, кто-то в бушующий океан, кто – то в экстремальные парашютные прыжки – бейсджампинг, а кто-то в любовную манию. При этом свои ощущения в пристрастных отношениях они описывают как «снесло крышу». Для аддиктов подобного типа нормальная жизнь скучная, заводящая в депрессию, а «пожар сердца», «душераздирающая страсть» это и есть настоящая жизнь.

Дарит небо ультрамарин
Жарит тело адреналин
Вот она пришла весна, как паранойя
В грудь попал любви запал, будет взрыв,
Вот она пришла весна, как паранойя,
Прозвучал весны сигнал:
Все в отрыв
О – о паранойя!
О – о паранойя!
Певец Николай Носков.

Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

- - - продолжение часть 2 >>>

Недоброкачественная влюбленность - мания достаточно хорошо изучена, поэтому в ней выделяется и второй этап. (Второй этап любовной мании и Анна Каренина)

Существуют и другие виды недоброкачественных влюбленностей Недоброкачественная влюбленность - людус.

О влиянии подобных невротических влюбленностей и отношений на здоровье в книге Курта Теппервайна «Психосоматика, отношения и здоровье». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Это страница из раздела Психология любви

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Большая подборка статей и книг о любовной аддикции, которую наша культура нередко называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Как избавиться от "любви"? Е. Пушкарев

Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Причины нарушения психологического здоровья. А. Шувалов

Зигмунд Фрейд о любви.

Сексуальность, женский и мужской оргазмы.

В нашей библиотеке книг и видео более 1000 единиц хранения по теме «Любовь, семья, секс и около…» Есть книги по теме этой статьи:

Скотт Даулинг «Психология и лечение зависимого поведения»

Валентина Москаленко «Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости»

Борис Диденко «Хищная любовь»

Сьюзен Израэльсон, Элизабет Макавой «Синдром Мэрилин Монро»

Роман М. Койдль «Мерзавцы: почему женщины выбирают не тех мужчин»

Филипп ван Манчинг, Берни Катц «Во всем виноваты родители, или почем не складываются ваши любовные отношения»

Робин Норвуд «Надо ли быть рабой любви?»

Робин Норвуд «Женщины которые любят слишком сильно»

Стентон Пил, Арчи Бродски. «Любовь и зависимость»

Геннадий Старшенбаум «Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей»

Стивен Хассен «Освобождение от психологического насилия»

Ирвин Ялом «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»

и другие.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми