образовательно-доверительный сайт


Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев


Определяйте значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений.
Рене Декарт

… любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений.
Б. Марстейн

В своей содержательной форме слово любовь - это символ , которому невозможно дать определение, и какие бы толкование ни предложил словарь, перед нами всегда будет метафорическое описание.
Д.филол.н. В.В. Колесов

книга Анна Каренина Любовь это широкий класс психических явлений, любовь: к родине, жареной картошке, родителям, как вершина нравственного отношения к человеку, к животным, музыке и так далее, которые имеют как некоторое сходства, так и существенные различия. Поэтому надо сразу уточнить, что здесь речь пойдет о межполовой индивидуальной любви, и какой вред для нее заключен в слове «любовь».

Для этого потребуется хотя бы кратко рассмотреть любовь как атрибут - естественное, природное явление, и уже потом подробнее как артефакт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) - понятие, культурная норма, сценарий, то, что заключено в семантическом поле слова «любовь». Потому, что любовь как явление, в одноименном семантическом поле занимает малое, периферийное место, и находится там, на правах Золушки. А на первых ролях, правят бал в этом поле, псевдолюбовные чувства и состояния, патология, не имеющие к ней прямого отношения, но внешне похожие.

В любовь люди внесли стыдливость, поэзию, самопожертвование, самоотречение, но они же внесли в нее и то, чего не вносит ни одно животное: излишества, продажность, извращенность, лицемерие.
А. Дюма-сын

Давайте отделим от любви то, что в нее внесли, люди от того что создала природа.

Самый прорывной вклад в раскрытие, загадки «любви – явления» сделал Эрих Фромм, работы которого, несомненно, повлияли на последующие исследования этой темы.

Определение любви по Э. Фромму: «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». И еще один уточняющий признак: «Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"».

Игорь Сукачев: "У меня такое ощущение, что я родился женатым. Я женат с 1983 г. сами посчитайте как много лет, причем настолько удачно, что проблемы любовниц, поклонниц для меня просто не существует. Когда я познакомился с Ольгой, ей было 14 лет мне 16. 8 лет мы дружили до тех пор, пока родственники ни подсказали: "А, ни пора ли вам жениться", мы и поженились. Для меня жена это как солнце, воздух, вода, хлеб явление естественное и необходимое. Вот вы, когда-нибудь думали, взойдет завтра солнце или нет? Я никогда не думаю о любви, это также как сытый человек никогда не думает о пище. У меня есть любимая песня об Ольге, когда я ее пою, у меня всегда проступает слеза".

Э. Фромм ввел и дал объяснения целому ряду новых понятий: «подлинная любовь», «плодотворная любовь», «зрелая любовь». Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это «братская любовь». Также: «псевдолюбовь», «существует много индивидуальных форм патологии любви», «неплодотворная, или иррациональная любовь», «любовь-поклонение», «фальшивая любовь», «сентиментальная любовь», «невротическая любовь», «незрелая форма любви» или «симбиотический союз», «влюбленность это одна из форм псевдолюбви», «эротическая любовь это самая обманчивая форма любви…», «часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви…». «Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу».

В конце прошлого века к исследованию «любви – явления» подключились антропологи, нейропсихологи, нейрохимики, нейроэндокринологи, нейробиологи, нейрогистологи, для исследования любовных чувств стали применять новейшие биохимические методы с использованием: магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного и позитронно-эмиссионного томографирования было получено достаточное для понимания количество объективной информации о природе любви и всего спектра около любовных чувств.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Самая большая путаница, проблема и вредоносность «любви – артефакта» заключается в том, что за любовь принимается влюбленность. Это яркое, нерядовое состояние, которое характеризуется гиперактивностью всех шести сфер психики: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, сомато-вегетативной, сексуальной, бессознательной, а также гипермобилизацией физической активности. Это приводит к возникновению целого ряда психических эффектов, которые возникают только во время влюбленности, например «аберрация зрения», телепатия. Влюбленность возникла в ходе эволюции задолго до появления Homo sapiens для обеспечения временного скрепления пары с целью зачатия потомства и их кормления первые несколько месяцев или лет жизни, после чего происходит ее аннигиляция (у человека среднестатистическая продолжительность полгода, максимальная по Х.Фишер 30 месяцев).

Есть уже достаточное количество научных исследований устанавливающих, что влюбленность не имеет никакого отношения к любви.

Еще одна вредоносная путаница заключается в том, что на пьедестал настоящей любви возносят страсть,

… влюбленность, любовь и страсть, являющимся элементами одного синонимического ряда.

Страсть - сильная любовь с преобладанием чувственного влечения» [Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М., 1999], то есть «крайняя степень проявления чувств в сфере любви между мужчиной и женщиной. Страсть относится к сильным, абсолютно доминирующим эмоциональным переживаниям, что определяет специфику средств ее репрезентации в языке – особую значимость образной группы признаков, позволяющих метафорически передать неповторимость данного явления.

…семантическое пространство семемы страсть в сфере любви … семема страсть определяется как крайнее проявление чувств, составляющих любовь, то есть сферы любви между мужчиной и женщиной.

Язык является основным способом закрепления картины мира, то есть он способен представлять и хранить всю совокупность знаний о мире. Языковая картина мира представляет собой зафиксированную в языке схему восприятия индивидом действительности.
К.филол.н С.В. Валиулина

она же недоброкачественная влюбленность - мания. По медицинской классификации это «любовная аддикция» в МКБ-10 отнесена к психическим отклонениям, в разделе «Расстройства привычек и влечений» (F63) в подраздел F 63.9 – «Расстройства привычек и влечений». Общие симптомы для нее определены следующие: навязчивые мысли о другом, резкие перепады настроения, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, бессонница, прерывистый сон, необдуманные, импульсивные поступки, перепады артериального давления, головные боли.

Для работы с любовными аддиктами готовят как врачей психотерапевтов, так и клинических психологов. Любовная аддикция это излечимое расстройство но, как и в алкоголизме, процент излечимости низкий, так как желание или готовность к избавлению редкость. На начальной стадии любовные аддикты не подозревают о серьезности своего расстройства, а в запущенной, компульсивной стадии страдалец настолько вживается в это расстройство, что в нем ему уже спокойнее, чем в здоровой жизни. Эту тяжелую стадию любовной аддикции можно назвать, «когда уже невозможно избавиться от любви». Наиболее известным примером такого расстройства является страсть Ф. Киркорова к А. Пугачевой. Если проанализировать все его многочисленные рассказы, высказывания, песни, поступки можно сделать вывод, что он страдает не просто любовной аддикцией, а что она уже в компульсивной стадии.

Критерии различения любви и аддикции. С.Пил, А.Бродски

Тест на выявление любовной аддикции по Егорову.
Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции по Карнесу (Carnes).

Один из ярких писателей превозносивших любовную аддикцию в качестве любви высшей пробы был А.И. Куприн. В «Гранатовом браслете» он объясняет, что такая любовь, точнее болезненное влечение Желткова к Вере Николаевне, бывает раз в 1000 лет. Это расстройство, к сожалению, встречается гораздо чаще.

Один из ярких философов разделявших эту же точку зрения:
«Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения».
Н. Бердяев

И вожделение, секс тоже к любви не имеют никакого отношения. Эта связка задумана не природой, а является культурной конструкцией. Их пристегнули одно к другому всего чуть более двух тысяч лет тому назад.

История культуры половых связей и верности. Е.Пушкарев

Любовь и вожделение. Е.Пушкарев

Ошо (Бхагаван Шри Раджниш): "Такое впечатление, что человечество слишком подавлено. Поэтому люди изобрели слова-заменители. В западном мире не говорят: "Мы занимаемся сексом", там говорят: "Мы занимаемся любовью". Это слово-заменитель. И это фальшь, потому что любовь принадлежит совершенно другому измерению. Заниматься сексом значит заниматься сексом, это не занятие любовью. Любовь может включать в себя секс, но, всё же, она обладает другим качеством".

Понятие любви заменяется другими понятиями, и в целом многие представители постмодернизма говорят уже не столько о чувстве любви, рассматривая этот феномен в контексте подлинного и неподлинного состоянии, сколько о подмене дискурса любви дискурсом сексуальности.
Д.филос.н. О.И. Николина

Руководитель исследования антрополог, профессор Хелен Фишер из Университета Ратджерс в Нью-Брансвике: «Добровольцам показывали фотографии любимых и одновременно сканировали мозг: механизм активизации и зоны определенных участков мозга при этом сильно отличались от того, что происходит во время сексуального возбуждения. Любовь и секс – это совершенно разные явления, иногда даже не связанные друг с другом».

Х. Фишер: «Вожделение - страстное стремление к сексуальному удовлетворению связано в основном с гормоном тестостероном: как у мужчин, так и у женщин. Романтическая любовь — с природным стимулятором дофамином и, возможно, с норадреналином и серотонином. А чувство привязанности между мужчиной и женщиной порождается главным образом гормонами окситоцином и вазопрессином… Каждое из этих базовых влечений распространяется в мозгу по различным путям. Каждое порождает различное поведение, надежды и мечты. И каждое связано с различной нейрохимией».

Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому.
Д.филос.н. В.М. Розин. «К различению любви и сексуальности»

Итак, «любовь-явление» это исключительно созидательное, позитивное, положительное состояние.

Определение межполовой индивидуальной любви по Е. Пушкареву:
Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей совместимости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее.
А не имеющие к ней никакого отношения влюбленность, страсть, точнее любовная аддикция и вожделение имеют лишь некоторое внешнее сходство с любовью.
На другом амурно - эротическом, литературно – культурном и пока ведущем фронте события развивались и продолжают развиваться в других направлениях.

Каждый день говорят о любви тысячу правдивых истин, самых искренних, но которые противоречат одна другой; и каждый вечер прибавлялась к утренним истинам тысяча ложных, которых опровергнуть невозможно.
П. Ж. Сталь

Ф. Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" отмечает, что «…половая любовь в течение последних 8 столетий стала обязательной осью, вокруг которой, вращается вся поэзия». За эти столетия были написаны огромные горы амурно – эротической литературы.

И уже к концу XIX века философ М. О. Меньшиков пишет: «Но особенно огромную роль литература сыграла в любовном культе».

«Действуя в течение веков на неустойчивые мозги средних людей, любовный роман развращает половое чувство более, чем какое-нибудь другое влияние».

«Мы все теперь упиваемся любовными романами, но, повторяю я, будет время, когда самый чистый рассказ об ощущениях влюбленного, даже такой изящный, как "Вертер", будет казаться столь же неуместным, как рассказ о пищеварении и расстройстве его. Любовные романы будут описываться в клинических журналах, как теперь описываются болезни, потому что любовь половая - типическая "болезнь роста", где вместо острой физической боли в пароксизмах - острое наслаждение. Я не сомневаюсь, что ученый медик мог бы, тщательно изучив влюбленность, собрать достаточно материала для интересной диссертации».

А. И. Герцен сосредотачивается на том, как романтическая литература влияет на женщин: «Да, женщину в этом вопросе мне всего больше жаль: ее безвозвратное точит и губит всепожирающий Молох любви. Она больше верует в него, больше страдает. Она больше сосредоточена на одном половом отношении, больше загнана в любовь... Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него».

Точность выводов сделанных А. И. Герценым можно подтвердить цитатами:

М. Цветаева:
«Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами»
«Любовный крест тяжел – и мы его не тронем»
«Узнаю тебя, смерть, / Как тебя ни зови:/ В сыне – рост, в сливе – червь: / Вечный третий в любви»

А. Ахматова:
«Должен на этой земле испытать / Каждый любовную пытку»
«Он предал тебя тоске и удушью / Отравительницы любви»

Эмансипированные женщины, не выдержав губительного воздействия «Молоха любви» выбрали другой путь:

В. Токарева:
«Любовь иномирна, в её реальности можно сомневаться...»
«... любовь это самый выдуманный мир. Самая большая выдумка человечества».

А. Майская: «Настоящей любви нет - в этом вот уже много лет убеждает меня моя лучшая подруга Наташка. И еще больше меня убеждает в этом моя собственная жизнь. Да, любовь подчас случается меж людьми - вот только подлинная и взаимная очень редко».

К. Стриж (Волынцева):
Любовь-это провокация, человек достоин большего, чем любовь.

А точнее, человек достоин большего, чем этот самый молох, амурная химера, которую наша культура навязывает вместо того, чтобы объяснить, что такое естественная любовь.

К тому же «Молох любви» после А.И. Герцена только наращивал свои обороты, усиливая свое деструктивное воздействие.

К концу ХХ века: «…любовная лирика учит чему угодно, только не трезвому размышлению. Это дурман, грезы».
Д.филос.н. В.М. Розин. "Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи".

В другой своей работе «Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание» В.М. Розин задается вопросом: «Эти и другие высказывания Н. Бердяева заставляют нас поставить вопрос: о какой любви он говорит?»

Не только применительно Н. Бердяева, но и в любом предметном разговоре мы вынуждены задаваться этим вопросом. О какой любви говорит автор?

И любая попытка разобраться и ответить на этот вопрос становится бессмысленной потому, что: «Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова». Н. Бердяев.

"Любовью мы называем самые разные вещи, начиная с любви-блага, которую нужно пронести через всю жизнь, и кончая любовью на одну ночь. Самые жесткие модели можно найти в поп-культуре — но только там есть и популярные ремейки «Ромео и Джульетты». В интеллектуальной литературе господствует ирония. Современные романы никогда не заканчиваются свадьбой. Всегда встает вопрос: а что было потом? А потом — быт, разочарование…"
Профессор, д.филос.н. Е.Н. Шапинская

Естественная любовь уже лишена самостоятельности, она возникает не из отношений людей, своей природной самости, а из ориентации на перегретые драматизмом шаблоны, навязанные культурой. Они порождаются массовой культурой, проникают в потребителя и зрителя, захватывая его сознание, управляя мотивацией и направляя переживания.

Если воспользоваться утверждением французского драматурга Жана Кокто: «Любви нет, есть только доказательства любви», то горы этих доказательств сначала исказили понятие любви, затем извратили и превратили в нечто невозможное и опасное для использования в реальной жизни человека. Так как это амурное давление доказательств любви происходит на протяжении многих веков, оно уже передается в следующие поколения на генетическом уровне.

За последнее тысячелетие слово "любовь" с одной стороны перегрузили смыслами, значимостями:

Концепт любви, безусловно, принадлежит к числу настолько высоких духовных абстракций, выше которых, по выражению Р. Рождественского, «в человеческой душе начинается мертвое, безвоздушное пространство»
Д.филол.н. С.Г. Воркачев. "Концепт любви в русском языковом сознании".

«Любовь, что движет солнце и светила» Данте;

«Любовь чудо цивилизации» Стендаль;

«Любовь — апофеоз жизни». А.И. Герцен;

«Высшая ценность на этой Земле — Любовь». А.А. Блок;

«Любовь печать образа Божия в человеке» М.А. Булгаков;

«…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа…» С. Л. Франк;

«Любовь монарх среди чувств» Ю.Б. Рюриков;

«Любовь — конечная цель мировой эволюции, правда, вселенной. Любовь — высшая реальность, предвечная основа всего…» Новалис;

«Любовь - это самое важное слово в языке: любовь играет главную роль в жизни...» Г. Чепмен. «Пять языков любви»

С другой стороны:

Д.филол.н. С.Г. Воркачёв: «Действительно, большая часть семантических признаков, вербализуемых в русской поэзии, связана с «оборотной стороной» этого высокого чувства: физическими и духовными страданиями, душевным расстройством, обманом и разочарованием, эфемерностью и иллюзорностью – воистину «из всех доводов против любви … особенно близок призыв: "Осторожно! Будешь страдать" ( Льюис 1989)».

А.С. Пушкин:
«Но узнаю по всем приметам / Болезнь любви в душе моей»;
«А сердце все болит и любит / От того, что не любить оно не может»;
«Мрачится разум; дикий пламень / И яд отчаянной любви / Уже текут в его крови»;
«В душе несчастные таят / Любви и ненависти яд»;
«Любовь мутит мое воображенье»

М.Ю. Лермонтов:
«Бывало, я любовию страдал»;
«И чаши осушайте, / Любви в безумном сне»

Е.А. Баратынский:
«Обман исчез, нет счастья! И со мной / Одна любовь, одно изнеможенье»;
«Мы пьем в любви отраву сладкую»

Ф.И. Тютчев:
«О, как убийственно мы любим, / Как в буйной слепоте страстей / Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей»;
«Судьбы ужасным приговором / Твоя любовь для ней была»

«… Боль, что мир зовет любовью» В.Я. Брюсов

«Разве любовь — естественное чувство? Разве человеку свойственно любить? Любовь — болезнь, а для болезни закон не писан» И. С. Тургенев

«Но нет, вовек не утолю я муки – / Любви к тебе». И.А. Бунин

«Моя любовь, мое мученье, / Изнеможение мое» И.Г. Иванов

«Я вас любил. Любовь еще (возможно, / что просто боль) сверлит мои мозги» И.А. Бродский

В.В. Маяковский:
«Я ж навек любовью ранен – / еле-еле волочусь»;
«Все равно любовь моя – / тяжелая гиря ведь»;
«Мама! Ваш сын прекрасно болен! / Мама! У него пожар сердца»

А.А. Блок:
«Забыли вы, что в мире есть любовь, / Которая и жжет и губит!»;
«Тоскою, страстью, огневицей / Идет безумие любви»; «Ведь слабость сродни человеку, / Любовь – вековечный недуг» Н.А. Заболоцкий; «Ах, я возненавидела любовь – / Болезнь, которой все у нас подвластны» Л.Н. Гумилев; «Меж ними бродит зараза / И отравляет их кровь: / Тиф, холера, проказа / Ненависть и любовь» М.А. Волошин

Е.А. Евтушенко:
«Я понимаю – этот страх и есть любовь»;
«Любовь – чудовище, / что пожирает даже собственных детей»

«Любовь — наказание, а может награда/ А может быть, вместе и то и другое» Р. И. Рождественский

«Любовь ужасна, беспощадна, она чудовищна. Любовь нежна. Любовь воздушна. Любовь неизреченна и необъяснима…» К. Д. Бальмонт

«…ведь каждый тайно мучился этой проблемой. Бился над её решением для себя, страдал этой мукой полового томления, мечтал о любви, каждый знает ту признанную истину, что все почти трагедии в жизни связаны с полом и любовью». Н. Бердяев.

«Любовь… создание возвышенное наравне с подлейшим…» П. Мантегацца

Даже японка к.филол.н. Аракава Есико подметила:
«В русском романсе счастье любить обязательно грустное, так как сопровождается, как правило, страданиями, слезами. Любить - это непременно страдать, быть готовым умереть во имя любви. Любовь, страдание, печаль, муки, слезы, смерть неразрывно связаны и выдвигаются на первый план в вербальном выражении концепта «любовь» в русских романсах».

В качестве итога этого набора высказываний можно подвести опять-таки высказываниями:

«Ничто не вызывает более противоречивых оценок, чем любовь; либо это столь глупая вещь, что она не способна познать самое себя, либо столь отвратительная, что она должна скрывать себя под гримом»
Ф. Бэкон

«Любовь — единственное чувство, в котором все истинно и все лживо, скажи о ней любую нелепость — и она окажется правдой».
«Любовь в том виде, какой она приняла в нашем обществе, — это всего лишь игра двух прихотей и соприкасание двух эпидерм».
Н.-С.де Шамфор

«Истинная любовь подобна привидению: все о ней говорят, но никто ее не видел»
Ф. Ларошфуко;

«Любовь — это торжество воображения над интеллектом»
Г. Менкен

То, что происходит с любовью в русском языковом сознании можно проиллюстрировать такой картинкой.

Если на клетке слона написано «буйвол» – не верь глазам своим!
Козьма Прутков

А если на клетке слона написано буйвол, а в клетке находятся слон, буйвол, крокодил, кошка, ворона, голубь, гремучая змея и другие твари, которые по-разному относятся и друг к другу, и к человеку?

Вот и в слово «любовь» понасадили такое количество чувств, переживаний, страстей, болезненных расстройств, влечений враждующих между собой, по-разному влияющих на качество жизни человека. А потом чтобы как-то самих себя успокоить от такой несуразности филологи назвали весь этот зверинец умными словами: концепт, амбивалентность, антиномия.

А все потому, что «Любовь полна антиномий (противоречий): она амбивалентна (одновременно два противоположных чувства) – включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением приносит и страдание, она – результат свободного выбора объекта и крайней от него зависимости».
Д.филол.н. С.Г. Воркачев. «Концепт любви в русском языковом сознании»

Противоречивость концепта любовь заключается не только в чувственных переживаниях, а и в нацеленностях на действия. Этимологический анализ дефиниции любви, осуществленный филологами И. Левовой, Л. Пашниной, привел авторов к заключению о противоречивости его контекста, т.к. с одной стороны, понятие базируется на подталкивании к активным действиям другого человека, с другой - состоит в беспокойном ожидании чего-либо и ощущении обмана.

В научной литературе зафиксирована связь любви со многими положительными и отрицательными эмоциями, такими как благоговение, благодарность, благорасположение, гнев, жестокость, зависть, любезность, месть, надежда, негодование, ненависть, неудовольствие, печаль, подавленность, порицание, похвала, преданность, признательность, приниженность, пьянство, радость, разврат, ревность, самолюбие, самоудовлетворенность, скупость, сострадание, страх, уверенность, удовольствие, честолюбие и чревоугодие.
К.филол.н. М.В. Смоленцева

Теоретические истолкования любви часто парадоксальны, противоречивы, взаимно несовместимы (любовь разумна - любовь безумна; любовь возвышает - любовь унижает; любовь дарует наслаждение - любовь приносит мучения; любовь обогащает - любовь опустошает). Принято считать, что в этих контрастных оценках каждый тезис может быть доказан одинаково убедительно.
Болгарский философ К.Василев

Можно воспользоваться еще одной животной аналогией – «синдром анти-слона». Всем известна притча, как описывали слона четыре слепца: бочка, канат, столб, веревка. Слепцам из-за своего недуга не удалось объединить отдельные признаки слона в единое существо. А вот культурологи, начиная с эпохи возрождения, объединили в одно понятие «любовь» разные психофизиологические явления любовь и самые разные любвиподобные переживания, между которыми нет единой «системы кровообращения». И если мы разнесем по разным лабораториям эти чувства для исследования, это не будет расчленение целого, живого организма, это будет штатная, обычная специализация. Это также как в океане жизненные пути акул (рыбы) и китов (животные) пересекаются, но изучают их разные науки, хотя в них можно найти и что-то общее.

Еще одна аналогия: слово «Любовь» можно сравнить с ружьем, у которого не просто нет мушки, а у которого изогнут ствол, причем эта изогнутость у разных ружей разная. Поэтому, куда полетит пуля после выстрела совершенно невозможно предсказать. Больше того, это ружье в силу своей «амбивалентности и антиномичности» может выстрелить и в самого охотника.

Любовь моя,
Как апостол во время оно,
По тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
А в короне слова мои –
Радугой судорог
В. Маяковский, застрелился 14 апреля 1930 г.

Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
С. Есенин, повесился 28 декабря 1925 г.

Читая амурную литературу, приходят и такие аналогии.

Винни-Пух: Я всё понял! Это неправильные пчёлы! Совсем неправильные! И они, наверное, делают неправильный мёд!

Еще о меде. Ложка дегтя бочку меда портит. А если в бочку, где и меда-то уже почти не осталось потому, что в нее регулярно заливают самые разные ингредиенты: скипидар, касторку, валерьянку, спирт … это уже не мед вовсе, а другое вещество, а наша культура по-прежнему непригодную для употребления амурную смесь называет любовью. «Люби, люби, нет смысла в остальном». Ж. Лафонтен.

Концепт «любовь» в татарском языке содержит 15 когнитивных (осознанных, осмысленных) признаков, а в русском - 45.
К. филол.н. Л.З. Гибадуллина

Возникает вопрос: То ли в татарском языке запутывающих и замарачивающих когнитивных признаков в концепте «любовь» маловато, а может в русском многовато?

Деготь в мед может попасть по недоразумению, а вот в бочку с любовью сливают самые разные психические явления, причем в большинстве деструктивные на протяжении тысячи лет. Причем этим неблаговидным делом занимаются выдающиеся люди, чиновники от культуры, а вслед за ними и все остальные подтягиваются.

Горький мёд на губах.
Этот вкус мне знаком.
Никому не отдам
Всё, что в сердце моём.
«Горький мед» Александр Буйнов

Вот этим горько-ядовитым медом наша культура начинает мазать губы с раннего детства.

«Юные герои У. Шекспира (Ромео и Джульетта) радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти».
Преподаватель литературы; к.филол.н. доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого госуниверситета имени И. А. Бунина, Елена Валерьевна Исаева.

Во время репетиции Игорь Сорин бывший солист «Иванушек …» вышел на балкон (6 этаж) покурить, и выбросился, ему было 29 лет. Вскоре после этого девятиклассница, москвичка Настя Волкова поднялась на лестничную площадку 6 этажа, открыла окно и выбросилась, разбилась насмерть. В предсмертной записке Настя написала: «После смерти Игоря жизнь потеряла всякий смысл». После самоубийства Игоря кроме Насти еще 5 девушек по всей России покончили жизнь самоубийством.

Вопрос к Елена Валерьевне "Чувства, которые испытывали к Игорю Настя и еще пять девушек они тоже сильнее смерти?"

Над темой антиномий и амбивалентностей любви работают не только филологи, но и отдельно взятые энтузиасты психологи, но их голос, к сожалению, заглушает могучий хор певцов любовной страсти.

К. псх. н. Федосова: «К сожалению, та любовь, которая воспевается в литературных источниках и является образцом для подражания, является именно любовной зависимостью. Истории Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Хозе и Кармен, Анны Карениной и Вронского и другие прекрасные описания подобных взаимоотношений показывают людям, каким именно должна быть настоящая любовь. Полная страданий и тревоги, препятствий и унижений, скорее всего не имеющая перспектив и протекающая, как песок. Подавляющее большинство песен о любви посвящено именно зависимым отношениям. Сериалы, в которых герои преодолевают почти невозможные преграды, страдают от издевательств и измен, а в конце концов получают желаемое, воспевают именно любовную зависимость. Людей с детства воспитывают на подобных примерах, формируя стереотип, что настоящая любовь может и должна быть несчастной и полной страданий».

"Ромео и Джульетта" это самое вредное произведение…
Д.филос.н. В.В.Жириновский

Результатом бесконечного потока амурно – эротического воздействия: литературы, телевизора, эстрады, интернета:

С целью выявления чувственно-образной составляющей ядра концепта мы попросили испытуемых описать наиболее яркий образ, который возникает у них при слове "любовь". Одна треть (самая большая группа) русских информантов указывала на трудность описания любви словами, определяя последнюю как некое абстрактное умозрительное понятие: "что-то светлое и чистое; всё прекрасное, непостижимое и высокое; нечто неописуемое, возвышенное, неземное, святое; что-то, что невозможно передать словами; что-то внутри человека, что всегда трудно выразить; что-либо воздушное, тёплое, необыкновенное". Обращают на себя внимание языковые средства, используемые испытуемыми при описании образа любви, а именно неопределённые местоимения: нечто, что-то, что-либо, употребляемые в больших количествах и выражающие неуверенность и затруднения информантов при выполнении
К.филол.н Е.Ю. Балашова

А вот Михаил Пришвин предлагает свою аналогию: «Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».

Путем–то своим, но курсом, проложенным и навязанным нашей культурой, который ведет корабль на рифы, скалы, мель, в водопады и омуты.

Ну ладно, поэты и писатели у них особый художественный, романтический, фигуральный склад ума, они в основном для души пишут. А как ученые, которые для ума пишут, они как любовь объясняют?

«Существует две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая (зависимость от любимого человека) и оптимистическая (любовь снимает чувство тревоги, способствует самоактуализации личности). Оптимистическая теория разработана в рамках гуманистической психологии». Н.А. Богачкина «Социальная психология. Шпаргалка»

Причем разработчиками и первой: З. Фрейд, Л. Каслер, Ж.П.Сартр , А. Афанасьев и др.

и второй А. Маслоу, Дж. Ли, Р. Мей, Р. Хатисс, З. Рубин, В. Мустейн, Э. Фромм и др.

являются все уважаемые ученые и даже есть лауреаты Нобелевской премии.

Вообще-то классификаций любовных отношений, гораздо больше, но их суть сводится к одному: взаимоисключение одной друю.

Это также как одна группа ученых создала таблицу умножения, в которой дважды два равняется 0,71, а у другой это же равняется 9,37.

Наши правила любви так несовершенны, что многие не должны, а еще большее количество не могут любить…
П. Мантегацца

Поэтому «пчелы», которые делают в нашей культуре горько-ядовитый мед «любви», указывают курс для ее обретения, несмотря на их добросовестные заблуждения, занимаются вредительством, а вредоносность слова «любовь» можно подтвердить цифрами.

По статистике "по любви" вступают в брак около 80%.

«Сейчас (1999г. тренд нарастающий) половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»
Д.филос.н. В.М. Розин «Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи»

«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга.
Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких оказалось пять, где есть взаимный выбор»
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак «Любовь здоровая и наркоманическая»

Более 40% всех самоубийств совершается из-за невозможности разрешить любовные проблемы, по этой причине в России уходят из жизни более 24 тысяч человек в год (68 в день).

Из-за непереносимых взаимоотношений мужья в 2 раза чаще убивают жен - примерно 14 тысяч в год, чем жены мужей, около 7 тысяч. А сколько тысяч детей от этого страдает? Один убил другого, идет в тюрьму, а дети в детдом.

…первое место среди всех человечьих невзгод (войны, болезни, эпидемии, природные и др. катастрофы) уверенно держат неурядицы любовные и семейные. Жизнь показывает уже не первое тысячелетие, что эта область нашего бытия - самая неуправляемая, самая непредсказуемая и коварная, самая жестокая и чреватая травмами и трагедиями.
Психотерапевт В. Леви. «Травматология любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Человечество будет погибать от дисгармонии между мужчинами и женщинами.
Д.филос.н. В.В. Жириновский

По результатам этой статистики можно вывести формулу характеризующую ситуацию с межполовой, индивидуальной любовью, где в числителе горы любовной литературы, кино, телевизор, интернет пропитаны ею, в знаменателе подавляющее число людей (в том числе и состоящих в браке) находятся в напряженном поиске любви, в состоянии фрустрации "неосуществленной любовной готовности", а в итоге – сухом остатке, в любви живут и наслаждаются ею около 0.5% счастливчиков.

Зная эту статистику и о том, сколько любви переживают серые гуси из работ К. Лоренца, сколько обезьяны из работ Г. Харлоу и др. можно смело утверждать, что в животном мире межполовой индивидуальной любви гораздо больше чем в человеческом.

Стефани Кунц профессор истории и семейных исследований колледжа Эвергрин в Олимпии (штат Вашингтон) написала книгу «История брака: как любовь победила супружество». Уважаемая Стефани Кунц супружество победила не любовь, а ядовитая экология культуры любви, которая не позволяет самой любви существовать развиваться.

Ульрих Бек и его жена Элизабет в своей работе «Абсолютно нормальный хаос любви» (1990 г.) характеризуют эту ситуацию не просто как хаос, а как реальность, в которой мы живем, как нормальную ситуацию.

Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из самых употребляемых слов, как в литературе, так и в поп культуре, поэтому его можно занести в Книгу рекордов Гиннеса и как самый часто используемым омонимом, и как самое перегруженное смыслами и противоречиями слово.

Возникает вопрос: «А сколько в слове должно накопиться антиномий и амбивалентностей, чтобы его признать непригодным и вредоносным»? Ведь есть же прецеденты. Полезный продукт картофель. Кулинары его долго перерабатывают с добавками не менее полезных продуктов, в результате получаются чипсы, которые диетологи назвали мусорной пищей, и запретили продавать в школе. А когда мусорное слово «любовь» запретят пропагандировать в школе?

Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев

Варианты правильных ответов:

«Любовь следует изобрести заново…»
Артюр Рембо, конец XIX в.

«Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова»
Н. Бердяев, первая половина ХХ в.

Если уж и не изобрести заново, то хотя бы поучиться у древних греков, у которых содержимое русского семантического поля «любовь» было разнесено как минимум по двенадцати полям:

филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор;
сторге – родовая нерасторгаемая связь, любовь-привязанность;
агапе – любовь к ближнему, бескорыстная, жертвенная любовь;
прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь;
эрос – чувственная любовь;
мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость;
людус – любовь игра, причем выиграть как можно больше, потратив как можно меньше сил;
эунойа любовь –отдавание;
потос – вожделение;
афродизия - «дела Афродиты»;
аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние;
харис – любовь - благодарность и уважение;
латрейя – «благоговейное поклонение», «культовое служение», любовь-почитание.

Христианство усмотрело в любви как сущность своего бога (который, в отличие от богов античной религии, не только любим, но и сам любит всех), так и главную заповедь человеку. Но это была совсем особая любовь («агапэ»), не похожая ни на чувственный «эрос», ни на дружбу по выбору («филиа»), ни на патриотическую солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, «все покрывающей» и безмотивной любви к «ближнему» — не к «близкому» по роду или по личной склонности, не к «своему», но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику.
Д.филос.н А. Спиркин «Краткая история любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

В греческой версии Нового Завета используются термины и "agape", и "philia", а в русско и англоязычных версиях они переводятся одним словом любовь (love), т.е. вносятся и смысловые искажения, и путаница т.к. семантические поля "agape", "philia" и любовь (love) лишь частично совпадают.

Если мы рассмотрим два высказывания известных исследователей любви:

Первое.

«Эрих Фромм, крупный американский философ, сделал тут важный шаг вперед. В книге «Искусство любить» он выступил с глубокой и новой теорией любви. «Любовь, — говорил он, — это главным образом отдавание, а не получание».
К.филол.н., социолог Ю. Рюриков «Мед и яд любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Можно добавить, что книга Э. Фромма «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956г) несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы.

Втоорое.

«Фромм болтун, который психологическими терминами, выдуманными им самим, объясняет предыдущие психологические термины, которые тоже ничего не обозначают. Переживание феномена другого человека как своего собственного – это утверждение с биологической точки зрения является идиотизмом.
< >
… я думаю, что в современном мире девяносто процентов того, что связано со словом «любовь», — это выдумки. Почему? Да потому что мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное — лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь».
Профессор д.б.н. С. Савельев

Конфликт этих высказываний можно понять, если предметно рассмотреть о каких любовях говорят авторы.

Взгляды Э. Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им "гуманистической этики", которая, по его формулировке, есть "прикладная наука искусства жить". Таким образом, "искусство жить" у него включает в себя "искусство любить". Утверждение, что любовь – это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Э. Фромма, потому, что для него любовь это агапэ. По-русски человеколюбие, которому надо учиться.

А для биолога С. Савельева любовь это один из эволюционных приемов для наиболее эффективного размножения, продолжения вида, еще точнее «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию временных парных связей с целью рождения потомства», которому не надо учиться. По-русски это влюбленность или эрос, в нем главным мотивом и целью является сексуальный контакт.

Влюбленность и характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции – утверждает С. Савельев.

Любовь-агапэ и любовь-эрос содержательно никак между собой не связанные "аффективные системы", каждая из которых имеет свой нейронный коррелят, в головном мозге отвечающий за свой особый чувственный и поведенческий репертуар. Единственное, что их объединяет - культурное недоразумение, слово «любовь», которым они обозначаются. Это один из многочисленных примеров как слово «любовь» запутало уважаемых ученых. А как же быть простым обывателям, особенно молодым?

Оказывается, Америка - единственная страна в мире, где любовь является национальной проблемой. Кажется, огромное количество американцев обоих полов пребывает в состоянии замешательства по поводу любви.
Рауль де Роусси де Сеймс.

Если еще раз вспомнить аналогию с зоопарком, где самых разных, конфликтующих между собой животных посадили в одну клетку - будут проблемы, если этих животных развести по разным клеткам, проблем не будет.

Понять, что такое любовь, изучая художественную, философскую литературу оказывается делом бессмысленным, причем уже давно:

"Любовь – это настоящий клубок парадоксов. Она существует в столь разных формах и вариациях, что вы можете говорить о ней все что угодно – и, скорее всего, окажетесь правы".
Г. Финк, ученый при дворе королевы Виктории

«Любовь - это все... И это все, что мы знаем о ней».
Э. Дикинсон, вторая половина XIX в.

«Только об одном предмете дозволяется порядочному человеку толковать и вкривь и вкось — о любви, уж это не подлежит сомнению».
«Любовь – предмет чрезвычайно заманчивый, хотя о нем рассуждать невозможно. Материя тонкая и неопределяемая по существу своему».
П. Ж. Сталь, середина XIX в.

«Любовь – это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда».
Мадлен де Скюдери, XVII в.

«Любовь — это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, и ей можно все приписывать».
Д. Бруно, вторая половина XVI в.

«Тайна сия велика …»
Апостол Павел (Ефес.: 5, 32), начало нашей эры

Автором собраны более ста пар высказываний выдающихся, известных людей, в которых первое противоречит второму. Или в одном и том же высказывании уже заложено противоречие. Какой смысл понимать амурную идею, высказывание автора, если проще найти опровергающий их аналог?

«Любить глубоко - это значит забыть о себе».
Ж.-Ж. Руссо

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы... обрести самого себя и обладать самим собой».
Г. Гегель

Какой арбитражный или мировой суд может рассудить, кто прав Ж.-Ж.Руссо или Г. Гегель?

Поэтому слово «любовь» попросту непригодно для смыслового использования т.к. из-за своей многоаспектости, перегруженности антиномиямиями и амбивалентностями оно пригодно только для художественной и философской литературы как некая метафизическая, экзистенциональная абстракция описывающая «нездешнюю радость», «иномирность», «космический абсолют».

Поистине, любовь стала настолько внутренне противоречивым явлением, что некоторые исследователи семейной жизни пришли к заключению, что "любовь" – это просто название способа подчинения более сильными членами семьи более слабых. Рональд Лэинг попросту утверждает, что любовь является прикрытием для насилия.
Ролло Мэй

Вот и оксфордский толковый словарь по психологии определение любви начинает:

ЛЮБОВЬ. Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако…
Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А.Ребера,2002 г.

Надеюсь, что выяснили, пока в русском слове «любовь» проблем и вредоносности заложено гораздо больше чем понимания. А как в других этносах дела с любовью обстоят?

Понятие «любовь» у русских отличается от представителей других национальностей:
- испытуемым русской национальности свойственна противоречивость, иррациональность. Любовь ассоциируется с красотой, счастьем, радостью, восторгом — с одной стороны, и с грустью, страданием, тоской, печалью, слезами - с другой.
- испытуемым китайской национальности свойственна рациональность, противоречивость отсутствует, любовь для них - это гармония, совершенство, музыка, мелодия, стихотворение».
…любовь у представителей русской культуры - это более глубокое и сильное чувство в эмоциональном переживании, по сравнению с китайцами и корейцами из Южной Кореи.

Установленные значимые различия в семантических пространствах значений слова «любовь» между группами испытуемых, принадлежащих к одной национальности, но являющихся носителями разных языков (русскоязычными корейцами и корейцами из Южной Кореи), и отсутствие этих различий между группами испытуемых, принадлежащих к разным национальностям, но являющихся носителями одного (русского) языка (русскими и русскоязычными корейцами), позволили подтвердить научную гипотезу о влиянии языка на образ мышления и образ чувствования говорящего на нем народа.
Кандидат культурологи А.В. Севрюк

Наверняка найдется ценитель изящной словесности, который в оправдание русской иррациональности, запутанности в любви вспомнит о загадочной русской душе, но и по этому поводу у филологов есть свои аргументы.

Любовь в старославянском языке делилась на «Истинную Любовь», или любовь к Богу, которые определяла идеалы средневекового человека и определяла отношение к ближним. В то же время старославянский язык говорит и о другой любви человека – «Любви ложной», плотской, связанной со страстью, влечением, «являющимся на самом деле не любовью, но ее образом, или скорее отпадением от Истинной Любви». Древнерусский язык не просто воспринял это философское и эстетическое осмысление любви старославянского языка, но и по-своему его развил.

В современном русском языке утрачено религиозное осмысление любви, она стала категорией сугубо антропоцентрической. Языковое сознание современного человека апеллирует в первую очередь к межличностным отношениям «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».
К.филол.н. И. Иванова

Возникает естественный вопрос: может чего позаимствовать из китайского семантического поля «любви», из древнегреческого языка или у своих же предков, чтобы любовных проблем меньше стало? Да и наука сейчас уже разгадала большинство любовных загадок.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

На позитивной ноте статью закончить не удастся, так как света в конце любовного туннеля невидно никакого. А поэтому еще пример, когда «кривое ружье – любовь» выстрелило в самого охотника, причем не в простого обывателя, а в опытного труженика литературного цеха.

Как быть нелюбимым, или Фабрика любви. В. Ерофеев

Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

Это страница из раздела Экология культуры любви.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Понятие «любовь». Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Имитация любви. А. Седых

Растерянный человек перед ликом любви. С.Марков

Религия любви. Р. Прехт

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев

Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев

О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм

Зигмунд Фрейд о любви.

В нашей библиотеке книг и видео более 1900 единиц хранения по теме «Любовь, семья, секс и около…» Есть книги по теме этой статьи.

9.10.14

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми