1. История культуры любовного чувства. Начало. Е. Пушкарев
И.В.Гете
Споры о том, что любовь это «чудо цивилизации» (Стендаль) или этот дар достался человеку от своих животных предков идут давно и еще не скоро закончатся.
1. Естественная, природная любовь.
Но и у сторонников теории о том, что любовь существовала задолго до появления человека, есть свои разногласия. Первая и большая часть сторонников этой версии возникновения любви принимают за любовь брачный период у животных. Как правило, он имеет сезонную периодичность. Многие животные в этот период приобретают вторичные половые признаки (напр., окраска и брачный наряд у рыб и птиц), проявляют специфические формы поведения (токование, турниры, строительство гнёзд). Наступление брачного периода регулируется сезонной активностью половых желёз, вырабатывающих гормоны, которые стимулируют половую деятельность животных.
Физиолог, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников
По И. Канту, любовь есть метаморфоза полового инстинкта, которая трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной необходимости.
…мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное — лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь.
Д.б.н. Сергей Савельев
Основополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половое размножение, при котором самец и самка вносят в процесс сотворения нового существа равное количество генов, что обеспечивает генетическую изменчивость и, следовательно, является средством необходимым для выживания группы.
Этолог А. Протопопов «Трактат о любви. Зазнавшееся млекопитающее». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
БСЭ (большая советская энциклопедия) также согласна с тем, что любовь «имеет свои биологические предпосылки у животных, выражающиеся в родительских и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. Любовь включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения “живой плоти” и даже немыслима без них ни в своем генезисе, ни по существу»
Сторонники этой теории считают, что любовь в жизни человека это одухотворенная плоть.
А. Шопенгауэр
...Любовь мимолетна... Любовь- лишь орудие природы, заставляющее нас приносить в этот мир себе подобных...
Н. Макиавелли
А вот меньшая часть сторонников того, что способность любить человек получил в наследство от животных, считают, что брачный период, копуляция существуют в их жизни раздельно.
В.С. Соловьев «Смысл любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
А вот у аистов хоть и существует устойчивая пара, но отношения в ней строятся по другим законам. Со стороны может показаться, что аисты верные и нежные супруги. Однако, в реальности, их супружество строится на привязанности к одному и тому же гнезду. Исследования показали, что аисты не узнают своего партнера в "лицо". Настолько не узнают, что если одну аистиху поменять на другую, то супруг ничего особенного не заподозрит. И если весной к гнезду раньше законной супруги прилетит чужая аистиха, то самец это даже не заметит. Правда, законная супруга, вернувшись, восстановит свои права на гнездо, а заодно и на самца. Поэтому и получается, что только там, где возникает личное узнавание и личная индивидуальная привязанность, и возникает любовь.
Справедливости ради все-таки для описания чувств животных и птиц будем использовать термин "протлюбовь". В отличие от аистов серые гуси, знают, что такое протолюбовь. Они узнают своих партеров по внешнему виду и по голосу и обладают исключительной памятью на образ «любимго». Даже после долгой разлуки - миграций гуси предпочитают старую протолюбовь, они проводят много времени вместе и вне периода размножения.
Много нас по подобию Божию,
И все-таки каждый с изъяном.
Будем считать, что изъянами
Обязаны мы обезьянам.
Олег Григорьев
Можно рассмотреть биохимию любви – через влияние различных гормонов, ферментов и нейромедиаторов на возникновение у человека этого специфического состояния (вскользь замечу, важную роль в этом процессе играет древнейший гормон пролактин, обнаруженный уже у амёб!)…
А. Протопопов «Трактат о любви. Зазнавшееся млекопитающее»
Самцы птиц, очевидно, более страдают, теряя своих самок, что, быть может, зависит от того, что "им труднее найти новых" (Brehm. Жизнь животных).
Нередко самка вместе со своим самцом сообща прогоняют слишком дерзко добивающегося взаимности любовника, но бывает и так, что самка благосклонно относится к последнему, предпочитая его своему, так сказать, законному супругу.
Ч. Ломброзо
А существующий миф, о любовной верности лебедей: партнер с высоты насмерть о землю, если погибает другой, это выдумка поэтов. В животном мире самоубийств по этому поводу не случается, как впрочем, и в архаических культурах человека.
Все признаки протолюбви проявляют мыши-полевки. Эти обитатели степей - относятся к тем 3% млекопитающих, которые, по наблюдениям ученых, ведут моногамные отношения. Ухаживание у степных полевок - захватывающее дух "действо", продолжающееся целые сутки. После этого они заключают со своим избранником союз на всю жизнь.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение» Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Любовь — огонь, тоска по счастью.
Ее неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега
Супруги - полевки предпочитают проводить время совместно, часами чистят друг друга и живут в одной норе. А после рождения детенышей супруги становятся нежными и заботливыми родителями. Полевки избегают контактов с другими потенциальными партнерами. Самец становится агрессивным сторожем самки, если одинокий конкурент начинает проявлять активность.
Профессор, антрополог Х. Фишер
В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», в которой подробно проанализировал чувства и средства их выражения у многих видов птиц и млекопитающих. Сопоставив эмоции животных с человеческими, основоположник теории эволюции нашел многие выражения эмоций универсальными.
Дарвин писал о переживаемых чувствах влюбленности дроздов, тетеревов, фазанов и других птиц. Дарвин был сторонником идеи, что для всех высших животных характерны «те же страсти, чувства, эмоции, даже самые сложные, включая ревность, подозрительность, соперничество, благодарность и великодушие».
Немецкие орнитологи, работая с зебровыми амадинами (птица семейства вьюрковых ткачиков), сравнили репродуктивный успех у пар, подобравшихся по «любви», с теми, кого соединили насильно с чужим избранником. В «счастливых» парах подрощенной молодежи оказалось на 37% больше, чем в «несчастливых». При этом генетическая несовместимость в обеих группах была примерно на одном уровне. Ученые заключили, что при моногамии семейная гармония является такой же точкой приложения естественного отбора, как и другие характеристики, повышающие численность выращенного потомства.
Вергилий
Самое поразительное открытие состоит в том, что у человека и других животных работают по сути дела одни и те же системы регуляции этих сложнейших форм поведения.
Окситоцин и вазепрессин - регуляторы семейных отношений у животных, включая человека.
У животных в центральной нервной системе существуют очень древние нейронные контуры, нейронные сети, специализирующиеся именно на управлении половым и социальным поведением.
Д.б.н. А. Марков
...почему мы влюбляемся в того или иного человека, я стала искать в неврологии. Я два года штудировала литературу и все больше убеждалась, что каждая черта характера связана с одной из четырех систем гормонов — дофамин/норадреналин, серотонин, тестостерон и эстроген/окситоцин. Эта закономерность выявлена не только у человека, но и у обезьян, голубей и даже ящериц.
Антрополог Хелен Фишер
- материнскую любовь;
- детскую любовь к матери;
- любовь сверстников, детей и подростков друг к другу;
- гетеросексуальную любовь;
- отцовскую любовь к детям.
Г. Харлоу «Природа любви» (The nature of love, 1958 г.)
"Обезьяны тити, которые всю жизнь проводят в моногамных парах, вместе. Совершенно очевидно, что самец и самка индивидуально опознают друг друга, что они друг к другу привязаны и тоскуют в случае гибели супруга. Иными словами – друг друга любят. Хотим мы или не хотим, это иначе как любовью, назвать нельзя. И любовь эта – творение эволюции.
< >
Очевидно, что у обезьян половые отношения в значительной мере остаются связанными с периодами рецептивности, а половое поведение служит репродуктивным целям. Однако в половом поведении обезьян можно выделить и проследить некоторые предпосылки к такому феномену полового поведения человека, как секс: выбор партнера, наличие оргазма у самцов и самок, опосредование полового поведения социальными факторами, социо-сексуальное обучение, а также некоторые формы патологий и нарушений половой активности. Именно поэтому обезьяны являются вполне адекватной моделью для изучения некоторых факторов и характеристик полового поведения человека в норме и патологии, а также для выявления филогенетических тенденций в его формировании как специфически человеческой формы поведения.
< >
У современного человека можно наблюдать практически все модели сексуальных отношений, описанные в отряде приматов".
Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская «Власть, пол и репродуктивный успех». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
А. Протопопов «Трактат о любви. Зазнавшееся млекопитающее». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Интересно, что не каждая кошка коту понравится: в основном всех котов почему-то на "блондинок" тянет. У меня были разные кошки. Серых, например, коты что-то не очень любили, а "блондинок" как увидят, аж дрожат. И кошке тоже не всякий кот подойдет. У меня была Стрелка, она за всю жизнь к себе ни одного кота не подпустила, так и умерла от рака матки. Тот, который ей нравился, был евнухом, его "дамы" вообще не интересовали. Всю жизнь спокойно прожил, а Стрелка кому попало, отдаться не захотела. Другие, наоборот, со всеми подряд готовы. Все, как у людей...
Ю. Куклачев, из интервью.
Есть немало скептиков, которые считают, что использовать термин «любовь» применительно к животным это антропоморфизм, но зная семейную, суицидально-любовную, судебно-медицинскую статистику, приходишь к выводу, что в животном мире это состояние приносит больше положительных эмоций, чем у людей.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Несколько миллионов лет назад наши древние предки (Homo erectus – человек прямоходящий) изменили сексуальное поведение с имевшегося прежде – как у горилл, где альфа-самец силой завоёвывал и удерживал гарем самок, на другое – на модель, где большинство самцов имели сексуальный доступ к самкам.
Кристофер Райан «Секс на заре цивилизации. Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Люди – вид Homo sapiens («человек разумный») – сформировались, приобрели современные черты психики 70–80 тыс. лет назад в Африке. Одна из генетических групп, жившая на территории современной Эфиопии переправилась через пролив Красного моря в Аравию, откуда и произошло заселение людьми всего мира. Возможно, в это время произошло смешение Homo sapiens с неандертальцами. От 1 до 4 % генома современных людей содержат генетический материал неандертальцев.
К.псх.н. Л.Н. Акимова.
Осмысление любви в древнем мире. В.М. Розин
Влюбленность и характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции – утверждает д.б.н. Сергей Савельев.
Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская
Многими авторами база способности к любви виделась в филогенезе человека как существа стадного, выживание которого было возможно лишь в сотрудничестве с себе подобными. Существование филогенетических корней любви не вызывает сомнений.
К.псх.н. Л.Я. Гозман «Психология эмоциональных отношений». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Протолюбовью можно считать отношения между мужчинами и женщинами, возникавшими по обоюдному согласию еще на ранней стадии первобытного стада, это называлось парованием. Образовавшиеся пары могли быть как временными, так и существовать всю жизнь. Так как половые партнеры принадлежали к разным родам, жившим на определенном расстоянии друг от друга, то имели место своеобразные экспедиции мужчин и женщин одного рода к пункту обитания членов другого рода, а также встречи тех и других в заранее обусловленных местах. Пережитки этого - любовные походы юношей и девушек, зафиксированные этнографами во многих первобытных обществах (у бушменов, папуасов Новой Гвинеи, на о-вах Тробриан и др.). Сексуальные отношения в таких парах не регламентировалось социально, поэтому они происходили и вне ее.
БСЭ: « … в эпоху «первобытного человеческого стада» брак отсутствовал. Господствовали отношения т.н. промискуитета, при которых каждая женщина могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами. < > Групповой брак, древнейшая форма брака, при которой все мужчина одной фратрии, рода или определенной внутриродовой группы имели брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Возник из первоначального полового промискуитета и в своем развитии сменился парным браком».
При групповом браке добывание еды, взаимопомощь, воспитание детей сосредотачивались внутри рода, но половые связи — исключительно вне его.
Парный брак, соответствующий родовому строю, чаще всего это сожительство одного мужчины и одной женщины. Но он отнюдь не исключает сожительство одного мужчины с несколькими женщинами или одной женщины с несколькими мужчинами. При этом упомянутые варианты сожительства не создают новой формы брака: просто мужчина или женщина состоят в нескольких браках одновременно.
Профессор д.и.н. Ю.И. Семенов в своих работах отмечает, что даже в период промискуитета, еще до группового брака, вполне могли существовать более или менее постоянные пары или то, что получило название - парование. Это происходило исключительно на личных привязанностях и, поэтому можно предположить, что это были первые устойчивые человеческие отношения, возникшие на основе индивидуальной любви. Эти союзы никак не санкционировались и не регламентировались обществом, а поэтому допускали половые связи и с другими лицами.
Этнограф К. Леви-Стросс «Печальные тропики»
«Парование — необходимое условие возникновения индивидуального брака, но, чтобы последний появился, должны были произойти определенные сдвиги в системе социально-экономических отношений первобытного общества». Ю.И.Семенов «Происхождение брака и семьи». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Итак, после промискуитета возник групповой брак, затем парный и потом моногамный брак.
Однако, «раз в году, в брачный сезон, они ненадолго расстаются, и их мимолетными партнерами становятся самцы и самки других пар. Затем постоянные пары вновь соединяются и продолжают обычную жизнь, а когда появляются детеныши, самец берет на себя уход за ними, и тот факт, что отец, - не он, его, по-видимому, нисколько не смущает».
П. Вуд «Жизнь до человека»
Ближайшие из ныне живущих родственников человека — шимпанзе. Когда у самки шимпанзе наступает эструс, она спаривается со многими самцами. Ни вожак, ни другие самцы не проявляют никаких признаков сексуальной ревности или агрессии. На этой стадии полового цикла самка воспринимается как некий всеобщий источник удовольствия, пользоваться которым может любой находящийся поблизости самец. Самцы шимпанзе по-настоящему конкурируют друг с другом за положение в иерархии доминирования.
Хотя у них есть сложные избирательные эмоционально окрашенные отношения: дружба, вражда, симпатии и антипатии. У шимпанзе могут быть предпочитаемые партнерши, явно находящие удовольствие в обществе друг друга.
Гудолл, Д. «Шимпанзе в природе: поведение»
Виктор Танчер
Д. полит.н. Алекс Бэттлер «О любви, семье и государстве». Книга есть в нашей нашей библиотеке
У человека только при рабовладельческом строе через моральные и правовые нормы секс и зачатие ограничивают рамками семьи. Мужчина, глава семьи, как владелец большого имущества не захотел передавать по наследству свое богатство, власть не биологически родственным детям. Так появилось новое нравственное понятие супружеская верность.
Примерно в X веке до н.э. появились заповеди:
«Не прелюбодействуй» (Исход 20:14),
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, …» (Исход 20:17), впервые были прописаны правила регулирующие половые отношения.
А о верности в любви впервые стали писать римские поэты Овидий, Гораций в I в. до н.э.
Бертран Рассел. Лауреат Нобелевской премии.
К.псх.н. Е.В. Вараксина
По Банкрофту, у нижнекалифорнийцев «нет ни брачных церемоний, ни какого бы то ни было слова в языке, которое обозначало бы брак; подобно птицам или вольному скоту, спариваются они по первому же влечению».
Пуль сообщает, что у хайдаков женщины «сожительствуют почти без всякого разбора с мужчинами своего племени».
Этнограф Поуэрс, сообщает, что у калифорнийского племени чероки половая воздержанность совершенно отсутствует: «Большинство молодых женщин считается общим достоянием».
Брик, автор вышедшей в 1928 г. монографии «Негритянский эрос», на основании двухлетних наблюдений за жизнью аборигенов Экваториальной Африки пишет, что молодежь многих племен до вступления в брак живет в промискуитете.
Работ, в которых отмечается наличие свободы сексуальных отношений у тех или иных народов, столь много, что перечислить их практически невозможно.
Ю.И.Семенов «Происхождение брака и семьи». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Термин love появился в английском языке лишь в ХII веке.
По данным анализа 166 культур, в 89 % их представители имеют то или иное понятие о романтической любви, которая, например, находит свое выражение во флирте или в совместном побеге влюбленных (Jancowiak & Fischer, 1992).
Д. Аккерман отмечает, что в международной антропологической базе данных перечислено более трехсот культур земного шара, в которых представления о любви никак не систематизированы.
Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
2. Любовь античности.
Самая древняя богиня любви Иштар явно многолюб, полигамна, ненасытна (на современном сексологическом языке у нее сильная половая конституция) и мстительна. Осечка у нее происходит и с Гильгамешем после того, как она воспылала к нему страстным влечением, он ее отвергает. Коварная Иштар повелевает небесному быку убить его. Но Гильгамеш не простой человек, он полубог, именно это помогает ему избежать трагической участи.
Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила.
Увидел Энкиду - забыл, где родился!
Не смущаясь, приняла его дыханье...
Наслаждение дала ему, дело женщин,
Ласки ее были ему приятны.
В наши дни в Индии ценность семьи гораздо выше ценности любви, связь между ними устанавливается словом «параккам» – любовь, возникшая из привычки. Аналог русскому: «Стерпится слюбится».
Платон первый кто высказал революционную для своего времени идею, отделив любовь от биологических потребностей, естественных влечений и телесных наслаждений, начал переключать обыденное понимание любви с тела на личность. Для объяснения своей теории любви он говорит о двух Афродитах: Афродите Пан-демос (Всенародной) – божестве грубой чувственной любви и Афродите Урании – богине любви возвышенной, утонченной. Также Платон понижает статус Эроса с божества до демона (назначение демонов - быть посредниками между богами и людьми, они передают людям, во сне или наяву, божественные наказы и наставления).
Любовь для Платона — двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга людей к прекрасному — и чувство чего-то недостающего, стремление восполнить то, чего у человека нет. Эрот двулик, говорит Платон, он несет человеку и пользу и вред, дает ему зло и добро. А любовь нужна для того, чтобы исцелять изъяны человеческой природы, возмещать их. Платон называл любовью «жажду целостности и стремление к ней» человеком через поиск и соединение с тем, кто тебя дополнит. Так впервые в нашей истории возникла мысль об особой силе любви, о ее роли исправителя людской природы. И то, что люди объединённые любовью как андрогины обретают особые мудрость, силу и мощь.
И в наше время пользуется популярностью миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир". Миф о том, что когда-то кроме обычных были и такие люди, которые имели двойное тело - две пары рук и ног, два лица - андрогины. Они были «страшные своей силой и мощью». Зевс боялся андрогинов из-за того, что они, благодаря свей мудрости и силе смогут отнять у него власть. И, чтобы защититься Зевс рассек их пополам. Поэтому потомки андрогинов сейчас являются половинками, постоянно жаждущими своего восстановления.
До Платона считалось, что любовь от человека не зависит, она возникает, когда Эрот поражает человека своей золотой стрелой, это страсть, телесное влечение, наслаждение.
А Платон приписывает любви разумное начало, он рассматривает любовь еще и как духовное занятие, а значит больше не нужно ждать, когда сердце будет поражено стрелой Эрота, ты сам можешь ее обрести.
А в римской мифологии богиней садов, красоты и любви стала Венера, ее отождествляли с Афродитой. У Венеры был сын Амур, по своим функциям он был аналогом Эрота.
В Любви возрождается единая истинная личность, свободным слиянием частей своих восстанавливая когда-то и как-то расторженное ею.
религиозный философ Л.П. Карсавин (первая половина ХХв.)
филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор;
сторге – родовая нерасторгаемая связь, любовь-привязанность;
прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь;
агапе – жертвенная, бескорыстная любовь к ближнему, благожелательность, милосердие;
эрос – чувственная любовь;
мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость;
эунойа - любовь –отдавание;
потос – вожделение;
афродизия - «дела Афродиты»;
аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние;
харис – любовь - благодарность и уважение.
латрейя - «благоговейное поклонение», «культовое служение», любовь-почитание;
диафосис – любовь к другим, равная любви к себе, самая редко встречающаяся из прочих (Аристотель).
Были и другие термины, подчеркивавшие различные стороны любовного влечения.
Сама любовь как интимное переживание, как интимное чувство к конкретному
человеку, начинает формироваться в значимой для нас древнегреческой культуре, но
субъективным чувством назвать ее нельзя. Женщина выполняла репродуктивную функцию и являлась для мужчины только матерью наследников, домоправительницей и
надсмотрщицей над рабынями. Страсть, а также общение, были вынесены за пределы семьи и принадлежали гетерам. Брачный союз скорее делал женщину собственностью
определенного мужчины, но никак не подразумевал эгалитарности или его ей верности.
Диана Аккерман «Любовь в истории». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Император Андриана (117—138гг): «Ясно, что я удовлетворяю свои страсти с другими: ведь понятие «жена» обозначает почет, а не удовольствие».
У греков еще не было романтического отношения к любви. Поэтому поэзия эллинов никогда не делала любовь объектом творчества. Ни у Гомера, ни у Гесиода, ни у Эсхила мы не найдем воспевания чувства любви выходящего за рамки обыденности. Зарождение романтики начнет появляться в XII веке с началом куртуазной (рыцарской) любви.
Демосфен
Любовь в жизни обычно ниже по своему уровню, чем в лирике. Говоря о своих чувствах стихами, поэт уже одним этим дает им другое звучание, облагораживает, утончает их, делает более богатыми - делает другими. И, кроме того, любовь в искусстве - это вершина горы, а много ли места занимает вершина в общей массе горы?
В 18 году до н.э. император Август (63 до н.э.— 14 до н.э.) издал знаменитый закон, который наказывал за нарушение супружеской верности.
В Риме муж, поймавший свою жену на месте прелюбодеяния, имел право убить ее, а к совершившему прелюбодеяние с его женой мог применить любой акт мести (убийство, оскопление, изуродование носа и т. д.).
История культуры любви во много зависит от истории отношения полов. В греческом мире было ярко выражено доминирование мужского начала. Человек - это всегда мужчина, муж. Женщина несамостоятельна, она не воспринималась как полноценный человек и не обладала правом гражданства, полностью зависела от мужчины. Она являлась низшим существом, любить которое не считалось достойным занятием.
Еврипид
Античная Греция считается царством подлинной дружбы. Имена Кастора и Полидевка, Ореста и Пилада, Ахилла и Патрокла стали нарицательными. Основными чертами дружбы считались ее нерасторжимость. Символом такой дружбы стала история Кастора и Полидевка, изложенная в мифах о Диоскурах. Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса будучи не в состоянии перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою просил отца послать смерть и ему. Зевс позволил Полидевку уделить половину своего бессмертия брату. С тех пор Диоскуры проводили один день в подземном царстве мертвых, а один - на Олимпе. В этом красивом поэтическом мифе предельно выражено представление о великой ценности дружбы: дружба сильнее смерти.
Культ дружбы характерен не только для древнегреческой, но и для эллинистической и древнеримской философии.
На рубеже тысячелетий "любовь-мания" вспыхнула как эпидемия, захлестнула всю арабскую поэзию, проникло в искусство Персии, Средней Азии, Грузии, трубадуров. "Тейа мания" - безумие от богов - так называли эту любовь древние греки. Сафо и Платон увековечили ее симптомы - смятение, и боль души, сердечный жар, потерю сна и аппетита.
"Любовь-манию" открыли человечеству арабы с их горячими чувствами и фанатическим сгущением всех сил души в узкий пучок. "Я из племени Бен Азра, полюбив, мы умираем" - так отпечаталась в поэзии эта фанатическая любовь. Испытав ее, любящий становится меджнуном - безумцем, и почти буквально, - а то и буквально - терял рассудок.
Именно в это время (XII в) пишет свои знаменитые поэмы персидский поэт Низами́ Гянджеви́ «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун». В них он высокохудожественно прославляет маниакальную страсть влюбленных, уделяет внимание не просто вино питию, а тому, как его герои спиваются до смерти. Его можно даже назвать персидским Шекспиром потому, что наверняка прообразом «Ромео и Джульетта» взята поэма «Хосров и Ширин». В ней главная героиня Ширин вонзает себе в сердце кинжал, после того как видит, что ее возлюбленный Хосров после череды драматических событий умирает. В поэме «Лейли и Меджнун» герои также переживают бурные страсти – любовную манию, от которой преждевременно погибают.
Уже позже несколько иной, гедонистический стиль арабской любви описывается в сказках «Тысячи и одной ночи», встречаясь друг с другом, любящие совершают омовение, умащивают себя благовониями, облачаются в красивейшие одежды. Они вкушают изысканную пищу, пьют сладкие вина, слушают музыку и пение. От одного наслаждения к другому, по ступеням, они приближаются к вершине чувственных удовольствий.
Можно предположить, что арабские страны приняли Ислам, чтобы застраховаться от подобных страстей и пьянства, в нем это категорически запрещено и поныне.
В Египте в наши дни любовь находится «в тени мечети». Строгому контролю подвержена даже самая безобидная влюбленность. Шариат заставляет скрывать любые проявления чувственности. Египетская любовь остается «потаенной, бунтарской, кощунственной».
Древнерусский язык не просто воспринял это философское и эстетическое осмысление любви старославянского языка, но и по-своему его развил.
В современном русском языке утрачено религиозное осмысление любви, она стала категорией сугубо антропоцентрической. Языковое сознание современного человека апеллирует в первую очередь к межличностным отношениям «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».
К.филол.н. И. Иванова
XII век, церковь руководствовалась высказыванием святого Иеронима: «К чужой жене всякая любовь постыдна; к своей она должна быть умеренна; тот изменяет, кто слишком горячо любит свою супругу».
Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" отмечает, что “…половая любовь в течении последних 8 столетий стала обязательной осью, вокруг которой, вращается вся поэзия”.
Из книги Абеляра «История моих бедствий»: «Под предлогом учения мы часами предавались счастью любви, и занятия были тайным прибежищем для нашей страсти. Над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении. Больше было поцелуев, чем мудрых изречений. Руки чаще тянулись к груди, чем к книгам, а глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным. Чтобы возбуждать меньше подозрений, я наносил Элоизе удары, но не в гневе, а с любовью, не в раздражении, а с нежностью, и эти удары были приятней любого бальзама. Что дальше? Охваченные страстью, мы не упустили ни одной из любовных ласк, добавив и всё то необычное, что могла придумать любовь». Из этого эпизода понятно, что во время любовных утех они использовали и садомазохистские приемы.
Произошел большой скандал. К тому же Элоиза забеременела. По нравам того времени они тайно обвенчались и жили врозь. У них родился сын, которого они и для того времени странно назвали - Астролябий. Но Фульбера это не устраивало, он затаил обиду на Абеляра за испорченную судьбу своей племянницы. Он нанял преступников, которые ворвались в дом Абеляра и оскопили его.
Это кардинально изменило жизнь участников драмы. Несмотря на мольбы Элоизы, Абеляр чувствовал, что пришел конец и его карьере духовного лица, и их браку. Он велел Элоизе уйти в монастырь и постричься в монахини. Она повиновалась. Сам он принял монашеский постриг. Когда Элоиза прочла его книгу, она написала ему, и они начали переписку, которой предстояло стать частью литературного наследия Западного мира.
Письма Элоизы полны ученых рассуждений и цитат, но страсть к избраннику, радость от счастья, что вся ее жизнь - ради него, торжествуют. Она была свободна и хотела принадлежать ему:
… "Я любила тебя не знающей меры любовью".
… "Пока я наслаждалась с тобой плотской страстью, многим было неясно, почему я так поступаю: по любви ли к тебе или ради чувственности. Ныне же конец являет, что побуждало меня в начале. Ведь я отреклась совершенно от всех удовольствий, лишь бы повиноваться твоей воле".
…"Даже во время торжественного богослужения, когда молитва должна быть особенно чистою, грешные видения этих наслаждений до такой степени овладевают моей несчастнейшей душой, что я более предаюсь этим гнусностям, чем молитве. И вместо того, чтобы сокрушаться о содеянном, я чаще вздыхаю о несовершившемся". Отнятый у нее муж, писала она, счастливее: "Преступлением отнят у него самый стимул к греху".
…"Один лишь только Бог отнимает у тебя Элоизу, - заверяла она его. - Да, милый Абеляр! Он дарует душе то спокойствие, которое мимолетным напоминанием о нашем несчастье не позволяет мне предаваться наслаждениям. Великий Боже! Какой другой соперник мог бы отнять меня у тебя? Можешь ли ты представить себе, чтобы какому-нибудь смертному оказалось по силам вычеркнуть тебя из моего сердца? Можешь ли ты представить меня повинной в том, что я жертвую благородным и ученым Абеляром ради кого бы то ни было, кроме Бога?"
О том, что Элоиза переживала недоброкачественную влюбленность – манию свидетельствует следующая выдержка из ее письма, в это время она была аббатисой монастыря Параклета: «Страсти терзают меня еще более, терзают невыносимо, ибо я по природе слабее. Те, кто считают меня целомудренной, не поняли, что я просто лицемерна. Они смешивают целомудрие и добродетель, хотя истинная добродетель - это добродетель души, а не тела. У меня есть некоторые заслуги перед людьми, но нет их у меня перед Богом [...] Ведь Господь знает, что во всех обстоятельствах жизни я всегда больше страшилась обидеть тебя, нежели его. Для меня важнее нравиться тебе, нежели ему. Только твой приказ, а не любовь к Богу, заставил меня облачиться в это одеяние».
Абеляр в первые монастырские годы помогал бывшей жене материально, передавал ей деньги, полученные от учеников. Но письма его были лишены сердечности, более чем сдержанны. Он писал о своей любви, как о грехе, падении, уступке чувственности. Любовные наслаждения, которым предавался с ней в монастырской трапезной, называет величайшим кощунством и «прямым нарушением христианской морали» и «отвратительным Иисусу Христу».
Абеляр умер в возрасте шестидесяти трех лет. После его смерти Элоиза ходатайствовала и после долгих прошений была получена бумага об отпущении его грехов. Она последовала за ним спустя двадцать лет, прожив столько же, сколько и Абеляр. Ее похоронили в той же могиле, что и Абеляра, как она завещала.
Православие внесло в жизнь свои идеалы любви, они изложены в словах Апостола Павла.
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ.
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
6. Не радуется неправде, а страдает истине.
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
13. А теперь пребывают сия три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.
1.Кор.13, 1 – 8, 13.
Церковь проводит резкую грань между вожделением и любовью. Вожделение - это не удовлетворение плотского желания, а наслаждение им. Порочность заключается в вожделении наслаждения, поэтому наслаждение рассматривается как порок. Половая любовь не должна быть наслаждением, она должна быть во имя здоровья, продолжения рода. Половая любовь всегда стоит ниже любви к Богу и не должна ей мешать. В грехе повинно не тело, а душа.
Н.М. Карамзин
У киевского князя Владимира «Красно Солнышко» кроме пяти основных жен было 800 наложниц (…и наложниць у него 300 въ Вышегороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестовем), причем летописец подчеркивает, что князь был этим «не сыт» и проводил к себе на ложе замужних жен и девиц. Гарем этот был официально распущен, когда Русь приняла православие.
Традиции многоженства держались на Руси не одно столетие после крещения. Наличие нескольких «супружниц» не было привилегией князей и знати. Древнерусский законодательный кодекс «Пространная Правда» предусматривает ситуацию, когда в разделе имущества умершего человека принимают участие его «робьи дети» вместе со своей матерью (ст. 98).
«Добра жена – венец мужу своему и безпечалие»: отношения в семье. Древняя Русь XI–XIII вв. В. Долгов
Известный сказал:
Что такое хорошо?
Что такое плохо?
Все зависит от того
Какова эпоха.
- - - Окончание >>>
Диана Аккерман «Любовь в истории»
Жан Жакоб Башофеп «История сексуальных ритуалов»
Юрий Белановский, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия»
Иоганн Блох «История проституции»
Вадим Долгов «Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь»
Олег Ивик «История сексуальных запретов и предписаний»
Барбара Картленд «Таинство любви сквозь призму истории»
Василий Колташов «Сексуальная революция»
Жан де Лабрюйер «Характеры, или нравы нынешнего века»
Ганс Лихт «Сексуальная жизнь в Древней Греции»
Бронислав Малиновский «Секс и вытеснение в обществе дикарей»
Анна Сардарян «100 великих историй любви»
Александр Спиркин «Краткая история любви»
Александр Сосновский «Лики любви. Очерки истории половой морали»
Мишель Фуко «История сексуальности: Забота о себе»
«Сильвестр: Домострой»
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков
Любовь и новая мораль. А.М.Коллонтай
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. Шестаков В. П.
Осмысление любви в древнем мире. Архаический дискурс и квазисубъект любви. В.М. Розин.
Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.